Выручка интернет-корпорации «Яндекс» за 2012 год увеличилась на 44%, до 28,8 млрд рублей, следует из финансового отчета компании, опубликованного во вторник.
Чистая прибыль компании увеличилась на 42%, до 8,2 млрд рублей, по сравнению с аналогичными показателями 2011 года, операционная — на 34%, до 9,5 млрд рублей.
В целом результаты за прошлый год оправдали ожидания аналитиков. Компания снизила темпы роста. В 2011 году «Яндекс» наращивал выручку на уровне 60%. Операционная прибыль тогда росла на 46%, а чистая прибыль на 51%.
Сокращение темпов было заметно в четвертом квартале. За отчетный период «Яндекс» зафиксировал увеличение выручки на 37%, до 8,8 млрд рублей, по сравнению с тем же периодом 2011 года. В четвертом квартале 2011 года выручка росла на уровне 56%, до 6,4 млрд рублей.
Чистая прибыль за отчетный период прошлого года выросла на 27%, до 2,7 млрд рублей (против роста на 51%, до 2,1 млрд рублей в 2011 году), что оказалось ниже прогнозов аналитиков, которые ожидали увеличения прибыли до 2,8 млрд рублей.
По данным LiveInternet, доля компании в поисковой выдаче за четвертый квартал осталась на уровне 60%, но количество поисковых запросов (включая мобильные устройства) выросло на 26%.
Компании удалось увеличить число рекламодателей: за год рост составил 22%, до 250 тыс. компаний.
«Но рост замедляется вместе со всем рынком. Выручка «Яндекса» от контекстной рекламы в последнем квартале года выросла на 40%, до 7,6 млрд руб., от медийной рекламы — на 12%, до 964 млн рублей», — объясняет финансовый директор «Яндекса» Александр Шульгин.
В этом году «Яндекс» прогнозирует рост выручки в целом на 28—32%. По словам Шульгина, снижение прогноза связано с тем, что со второго квартала текущего года «Яндекс» перестанет включать в свою отчетность финансовые показатели компании «Яндекс.Деньги», долю в которой компания продала Сбербанку.
«В 2012 году «Яндекс» зафиксировал устойчивый прирост доходов, увеличение доли среди поисковиков и непрерывный поток важных нововведений. В четвертом квартале мы также запустили несколько ключевых продуктов, которые направлены на улучшение взаимодействия пользователей с сервисами компании, — отмечает гендиректор компании Аркадий Волож. — Я также горд тем фактом, что, по данным ComScore, «Яндекс» впервые стал четвертым по величине поисковиком в мире».
Для «Яндекса» 2012 год начался с планов выйти на европейский рынок, открытия офиса в Швейцарии и подготовки к запуску сервиса, который позволяет искать людей одновременно во всех популярных в России блогохостингах и соцсетях.
В апреле компания начала тестирование бета-версии бесплатного файлообменника «Яндекс.Диск», но доступ к нему был ограниченным, и воспользоваться «облаком» можно было только по приглашениям, которые высылала сама компания. В январе 2013 года ежедневный поток загружаемых файлов на «Яндекс.Диск» достиг 3,5 млн файлов. Сейчас платформа является крупнейшей по объемам дискового пространства среди основных конкурентов — Google.Drive и SkyDrive от компании Microsoft. Пользователям облачного Google доступно около 5 Гб дискового пространства, у SkyDrive — 7 Гб.
В конце мая разработчики запустили платное музыкальное приложение для iPhone «Яндекс.Музыка», которое доступно пользователям из России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
В этот же период «Яндексу» пришлось отказаться от сотрудничества с разработчиком браузера Mozilla Firefox. Новая версия браузера вышла с другим предустановленным поисковиком. Вместо «Яндекса», установленного ранее, российские пользователи четырнадцатой версии браузера по умолчанию пользуются Google.
Но уже в октябре «Яндекс» запустил собственный браузер, который предусматривает предустановку собственного поиска. В сервис также интегрированы облачные сервисы «Яндекс.Диск», «Яндекс.Почта» и другие продукты компании. Одной из отличительных функций нового браузера стал автоматический переводчик, который переводит как отдельные слова, так и веб-страницы целиком
Год компания закончила запуском нового поиска «Калининград», который ориентируется на интересы и предпочтения пользователей: анализирует запросы, посещаемость сайтов, а также смотрит, нужны ли ссылки на английские сайты. Также компания заключила сделку со Сбербанком по продаже 75% акций «Яндекс.Деньги» за $60 млн. Планируется, что она будет завершена в начале 2013 года.
Помимо этого в текущем году «Яндекс» запустит собственный магазин приложений Yandex.Store для пользователей устройств на базе Android. Yandex.Store будет доступен пользователям на русском и английском языках. Магазин будет состоять из двух частей: интерфейса для разработчиков и приложения для пользователей.
«В целом результаты «Яндекса» совпали с нашими ожиданиями. Несмотря на снижение темпов, компания продолжает демонстрировать высокий рост выручки, — говорит аналитик «Тройки Диалог» Анна Лепетухина, отмечая, что несколько ниже прогнозов компания показала EBITDA, скорректировнную в рамках опционной программы .
«Но это связанно с более высокими расходами на продвижение запущенных сервисов и маркетинговую стратегию на 2013 год», — добавляет эксперт.
«Компания отчиталась на уровне ожиданий рынка. В «Яндексе» предупреждали, что 2012 год будет менее скоростным, чем 2011 год. В Mail.ru также давали относительно консервативные прогнозы, — вспоминает аналитик Rye, Man & Gor Securities Ксения Арутюнова.
По мнению эксперта, замедление темпов роста «Яндекса» вполне приемлемо для инвесторов. «На рынке происходит неизбежное насыщение и усиливается конкуренция. Невозможно каждый год фиксировать рост показателей на 50%», — объясняет Арутюнова.
За последние две недели февраля акции «Яндекса» на NASDAQ выросли на 7%, до $25,59 за бумагу. Во вторник Волож не исключил возможности выкупа части акций с рынка. «Такие предложения постоянно обсуждаются», — заявил топ-менеджер. Объем свободных средств на балансе «Яндекса» превышает $895 млн.