Европейская комиссия (ЕК) представила в четверг план введения так называемого налога Тобина, который увеличит налоговые поступления крупнейших экономик еврозоны на 30—35 млрд евро в год.
Законопроект предполагает введение налога в размере 0,1% по сделкам с акциями и облигациями и 0,01% — с деривативами.
Налог применяется ко всем подобным операциям, вне зависимости от места выпуска и регистрации бумаг, даже если это происходит в Азии, США или Великобритании, отмечает Financial Times.
От налога будут освобождены операции центральных банков (в том числе и ЕЦБ), Европейского фонда финансовой стабильности и Европейского механизма стабильности и сделки с Европейским союзом. 11 из 27 стран Европейского союза (ЕС) поддержали законопроект. Это Германия, Франция, Испания, Италия, Австрия, Бельгия, Греция, Португалия, Словакия, Словения, Эстония.
Новые правила могут вступить в силу уже с 1 января 2014 года.
«Сегодня созданы все предпосылки для того, чтобы налог на финансовые сделки стал реальностью в ЕС», — сообщил еврокомиссар по вопросам налогообложения Альгирдас Семета.
Предложенный законопроект является справедливым и обоснованным, поможет укрепить единый рынок и умерит безответственную торговлю, считает чиновник.
Семета призвал всех членов присоединиться к «первому в мире региональному налогу на финансовые операции».
Новым налогом также не будут облагаться сделки по однодневному РЕПО, первичное размещение акций, выпуски паев фондов коллективных инвестиций и обмен акциями в сделках по слияниям и поглощениям. Закон не касается и повседневных банковских трансакций физлиц и компаний, отмечается в документе. Причем налог будет выплачиваться как покупателем, так и продавцом.
Предложенный законопроект предстоит обсудить с государствами — членами ЕС. Все 27 государств — членов ЕС приглашаются к дискуссии, но только государства-члены будут иметь право голоса. Проект может быть реализован только при условии единогласного согласия. С Европейским парламентом также будут проведены консультации.
ЕК убеждена, что законопроект юридически корректен, но инвестиционные банки США, Великобритании и Люксембурга выступили против введения этого налога.
О негативном влиянии налога на бизнес сообщил в своем письме исполнительный директор Ассоциации по финансовым рынкам Европы (AFME) Саймон Льюис.
«Налог на акции увеличит стоимость привлечения капитала для компаний в Европе, налог на облигации увеличивает стоимость фондирования как для предприятий, так и для органов власти», — аргументирует он.
Налог на деривативы также будет иметь негативные последствия для страхования рисков по финансовым операциям, которые проводит, например, реальный сектор экономики. «Введение налога идет вразрез с обязательствами между участниками группы двадцати (G20) и членами ЕС по совместной экономической политике, направленной на устойчивый и сбалансированный рост», — резюмировал Льюис.
Представитель Казначейства США заявил, что налог нанесет ущерб американским инвесторам в США и в других странах, которые приобрели подпадающие под новый налог ценные бумаги, сообщает Financial Times.
Кроме того, Торговая палата США и Financial Services Forum — организация, которая объединяет 20 крупнейших финансовых компаний страны, — направили свои возражения в ЕК. Их аргумент — это одностороннее введение мирового налога на финансовые операции.
«Эта новая и односторонняя трактовка налоговой юрисдикции не имеет прецедентов и не согласуется с существующими нормами международного налогового законодательства и устоявшимися договорами», — цитирует письмо американских финансистов FT.
Существует высокий риск того, что принятие этого налога приведет к двойному или многократному налогообложению и вызовет рост протекционизма, говорится в письме.
11 стран-участниц обязаны уважать права других стран ЕС, которые не вводят новый налог, считает бывший юрист министерства финансов Великобритании, ныне работающая в юридической фирме Mayer Brown Александриа Карр. «Если этот налог будет обладать, как ожидается, экстерриториальным действием, он, похоже, будет подрывать компетенцию 16 стран ЕС, которые решили его не вводить», — сказала она.
Идея ввести такой налог обсуждается давно. Впервые ее сформулировал нобелевский лауреат Джеймс Тобин еще в 1970 году, предложив облагать налогом сделки финансовых корпораций с акциями, облигациями и производными инструментами. Идея не нашла поддержки. Тобин скончался в 2002 году. Но после финансового кризиса 2007—2009 годов идея введения налога Тобина на финансовые операции стала вновь активно обсуждаться.
Это шаг в неправильном направлении, инициатива, противоречащая интересам рынка, уверен аналитик по макроэкономической стратегии на глобальных рынках «ВТБ Капитал» Нил Маккиннон. Такой налог приведет к повышению стоимости валютно-торговых операций компаниями и физическими лицами, прогнозирует Маккиннон.
Аналог нынешней версии «закона Тобина» был введен в Швеции в 80-х годах прошлого столетия и не дал положительного эффекта, вспоминает аналитик УК «Промсвязь» Георгий Окромчедлишвили, добавляя, что после введения налога объем торговли акциями упал, а многие шведские эмитенты предпочли перебазироваться на Лондонскую биржу.
«Дополнительно закон ударит по странам ЕС с большой долей финансовых услуг в экономике», — добавляет аналитик.