Арбитражный суд Москвы отклонил иск ГМК «Норильский никель» о признании незаконным решения выдать компании «Амур» лицензию на разработку южной части месторождения Норильск-1. Это одно из трех крупнейших месторождений сульфидных медно-никелевых руд на полуострове Таймыр. Запасы его южной части оцениваются более чем в 270 тонн никеля, около 370 тонн меди, а также свыше 12 тонн кобальта и около 518 килограммов платиноидов. Итоги конкурса на его разработку были подведены в июне 2012 года.
Победителем оказалось ООО «Артель старателей «Амур» — предприятие ГК «Русская платина», принадлежащей бизнесмену Мусе Бажаеву. Другим претендентом на данный участок был «Норникель», который стал оспаривать результаты конкурса, утверждая что решение было предвзятым и поддерживалось только представителями Роснедр.
Представитель ведомства на заседании отметил, что истец не предоставил доказательств, что конкурсная комиссия, которая всегда формируется в основном из работников Роснедр, была некомпетентна или предвзята. Порядок проведения конкурса был полностью соблюден, а заявка «Артели» была признана более выгодной, чем предложения «Норникеля».
В «Норникеле» не стали комментировать решение суда, сославшись на то, что его мотивировочная часть в компанию пока не поступила.
В конце января арбитражный суд Москвы приостановил производство по параллельному иску артели старателей «Амур» к Минприроды и Роснедрам.
Артель обвиняла чиновников в бездействии, заключающемся в том, что они не передали правительству пакет документов для утверждения итогов июньского конкурса по южной части месторождения Норильск-1, где «Амур» обошел «Норильский никель». Суд решил сначала рассмотреть иск «Норникеля». Когда суд вернется к рассмотрению иска «Амура», в ведомстве пока не сообщают.
Параллельно результаты конкурса уже несколько месяцев рассматриваются в правительстве. Минприроды в июле прошлого года направило премьер-министру Дмитрию Медведеву предложение отказать в утверждении результатов, так как, по мнению ведомства, заявка ГК «Русская платина» по многим параметрам уступала предложению ГМК. В январе сообщалось, что ведомство уже подготовило и внесло в правительство предложения по аукциону на спорный участок.
В начале января президент Владимир Путин утвердил изменения в «Закон о недрах», согласно которому лицензии на право пользования стратегическими участками недр федерального значения будут распределяться исключительно через проведение аукционов. Источник «Газеты.Ru» в аппарате правительства говорит, что решения по утверждению результатов конкурса и проведению аукциона по-прежнему нет. В правительстве ситуацию не комментируют.
Эксперты считают, что получение лицензии на это месторождения важно для ГМК. «Месторождение, расположенное в своем для ГМК регионе, учитывая ухудшающееся качество руды «Норникеля», представляет для никелевой компании стратегический интерес», — уверен аналитик Номос-банка Юрий Волов.
По его словам, наиболее вероятно проведение нового аукциона, который в силу более значительных финансовых ресурсов сможет выиграть «Норникель».
Эксперты также не исключают варианта совместной разработки месторождения (ранее «Русская платина» также предлагала ГМК принять участие в разработке спорного месторождения Норильск-1 на паритетной основе).
Ранее источники «Газеты.Ru» сообщали, что решение по Норильску-1 увязано с выплатой рекордной компенсации в $100 млн бывшему гендиректору компании, а сейчас ее вице-президенту Владимиру Стржалковскому. По словам одного из них, сразу Стржалковскому было выплачено только $50 млн. «Для получения остальной части компенсации (два раза по $25 млн в следующем году) Стржалковский должен завершить ряд важных проектов, в частности разрешить ситуацию с месторождением Норильск-1, лицензию на разработку которого никелевая компания, несмотря на все старания, пока так и не получила», — уточнял источник, близкий к акционерам ГМК.
Логично, что Стржалковский должен воспользоваться своими лоббистскими возможностями для решения этой проблемы, говорил другой источник, близкий к акционерам.
«Норникель» через суд пытался оспорить итоги еще одного конкурса Роснедр — по Западному флангу Октябрьского месторождения на Таймыре. В конце января металлургический комбинат отказался от этого иска, поскольку в декабре прошлого года правительство признало конкурс незаконным.