Финансовая корпорация «Открытие» подвела итоги выкупа бумаг у миноритарных акционеров «Номос-банка». Срок оферты по выкупу GDR у миноритариев Номос-банка истек 5 февраля.
В итоге на предложение «Открытия» продать бумаги согласились около 16% всех акций банка. Это 80% от планировавшегося объема выкупа. Успешная сделка, сказал представитель ФК.
Оферта была выставлена 22 ноября, предложение исходило от компании NomGDR Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах 12 ноября. Otkritie Advisory Services Limited – 100%-ная «дочка» ФК – имеет опцион на выкуп всех приобретенных в ходе выкупа акций, написано в меморандуме к оферте.
В итоге из планируемых к выкупу 36,97 млн GDR (две расписки равны одной обыкновенной акции) к выкупу были предъявлены 29,7 млн расписок (80% от максимального объема оферты). Это составляет чуть более 16% всех акций Номоса и 79% от всех обращающихся на Лондонской бирже GDR (всего 37,55 млн расписок). Окончательные расчеты в рамках исполнения оферты будут проведены до 8 февраля включительно.
«Успешное завершение оферты является важной частью процесса консолидации до 100% акций банка группой «Открытие», - отмечает советник президента банка Дмитрий Ромаев.
ФК заключила предварительное соглашение с мажоритариями о консолидации до 78,55% акций Номоса, сообщил источник, близкий к сделке. Таким образом, суммарно ФК будет обладать 94,55% акций. Процесс может занять около года, говорит собеседник, знакомый с планами ФК.
«Общий объем акций Банка, который ФК «Открытие» планирует консолидировать в соответствии с достигнутыми соглашениями, составляет более 95%», - написано в сообщении к оферте. 95% позволят совершить делистинг акций с Лондонской биржи, поясняет источник, добавляя, что недостающие бумаги будут консолидированы по итогам присоединения малых банков группы «Номос».
О намерениях консолидировать 100% Номоса в ФК, выкупившей у чешской PPF 19,9% акций банка, заявляли в начале осени. В дальнейшем объединенный банк собирался провести свое IPO.
Цена лондонской оферты основывалась на заключении финансового консультанта Номос-банка - Citigroup Global Markets Limited - о «справедливости финансовой составляющей предложения компании NomGDR Limited для держателей GDR». Анонсированная цена выкупа составила $14 за глобальную депозитарную расписку (GDR), то есть с премией к рынку.
Соответственно, на выкуп бумаг с рынка «Открытие» направило около $380 млн.
По итогам торгов в среду цена была выше — $14,15 за расписку. Но в день объявления оферты указанная цена выкупа предполагала премию к котировкам в размере $2 за бумагу.
Предложенная цена устроила не всех акционеров. Несмотря на то, что на момент выставления оферты она была выше рынка на 6%, в ходе IPO Номос-банка в апреле 2011 года инвесторы платили по $17 за расписку.
Еще одна особенность оферты заключалась в том, что воспользоваться предложением ФК получилось бы не у всех держателей акций и расписок банка. Во-первых, выкуп касался только GDR, торгующихся на Лондонской бирже. Обыкновенные рублевые акции с Московской биржи выкупать не планировалось.
Совокупность неопределенностей сказалась на процессе принятия решений миноритариями. Организатор выкупа был вынужден продлить сроки действия оферты. С 25 января дата окончания приема заявок была перенесена на 5 февраля. Официальная причина не была представлена, но источники связывали перенос с низкой активностью миноритариев. На первоначальную дату окончания оферты к выкупу было предъявлено менее половины GDR — всего лишь 18,1 млн бумаг, сообщала компания.
«Данные были на среду (23 января), а основной поток акционеров всегда приходится на последний день. Количество предъявленных к выкупу бумаг по состоянию на пятницу было больше», - сообщал тогда источник, близкий к сделке.
Предложение продлили по техническим причинам: на всех желающих успели зарегистрировать, утверждает источник на финансовом рынке. При этом на 24 января к выкупу предъявили 70-80%, говорит источник, ссылаясь на информацию, полученную из Номос-банка.
В период с 25 января по 5 февраля особого ажиотажа не было, говорит сотрудник российского инвестбанка. «Если до 24 января клиенты еще звонили и уточняли параметры сделки, то после переноса сроков уже нет», — поясняет он.
«На рынке осталось мало ликвидности – очень мал объем сделок на рынке», — рассуждает аналитик Уралсиб Кэпитал Наталья Березина. Объем торгов сократился до $15 тыс при среднедневном в $1,8 млн, а снижение активности свидетельствует о том, что большинство миноритариев расстались с акциями, говорит она.
Предъявить акции к погашению – обоснованное решение для большинства инвесторов, считает аналитик Альфа-банка Марина Карапетян. «Те, кто участвовал в IPO, зафиксировали убытки еще год назад и списали их, вернуть их они уже не рассчитывают. А купившие акции с рынка в любом случае в выигрыше: $14 хорошая цена», — размышляет она.
Для держателей акций, решивших не принимать участия в выкупе, ничего плохого не случится, возражает аналитик ИФК Метрополь Марк Рубинштейн. «Принудительной оферты в иностранном законодательстве нет, а бизнес Номоса достаточно успешен: доходность на капитал составляет 19%», - аргументирует он позицию миноритариев, решивших не расставаться с бумагами.
Остаться акционером Номоса в настоящих условиях достаточно рискованно: предстоит сложный процесс интеграции, и непонятно, удастся ли банку сохранить текущие показатели деятельности, спорит Березина. «На наш взгляд, инвесторам нерационально сейчас было бы рассчитывать на цену выше $14, по крайней мере, в ближайшем будущем», — прогнозирует аналитик.