Центробанк России впервые опубликовал ориентиры денежно-кредитной политики на кратко- и среднесрочную перспективу. Документ содержит анализ ситуации в четвертом квартале 2012 года, а также будущих рисков. Подобные доклады регулярно публикуют Федеральная резервная система США, а также резервные банки штатов.
Решения по денежно-кредитной политике и, соответственно, снижение или увеличение ставок в большой мере зависит от среднесрочного прогноза по инфляции, указывает ЦБ. Целевой диапазон по инфляции на 2013 год — 5—6%, в 2012 году показатель достиг 6,6%. «Риски того, что инфляция в 2013 году окажется ниже целевого ориентира, в настоящее время оцениваются Банком России как несущественные», — указывают специалисты ЦБ.
Кратко- и среднесрочные риски для экономики России исходят прежде всего извне, отмечается в документе. Один из самых значительных — «фискальный обрыв» в США: в конце 2012 года его удалось избежать, но ситуация требует выработки политическими силами стратегии стабилизации государственных расходов. Затягивание решения этой проблемы может привести к резкому сокращению потребления госсектора и рецессии, считают в ЦБ России. Это, в свою очередь, дестабилизирует деловую активность в крупных развивающихся странах, говорится в документе. Другие риски — более длительная рецессия в еврозоне и недостаточно быстрое восстановление темпов роста в США и Китае.
«Реализация любого из названных рисков может принять затяжной характер, что повлечет за собой снижение цен на сырьевые товары и рост напряженности на мировых финансовых рынках», — говорится в докладе ЦБ.
Для России это будет означать сокращение экспорта и снижение цен на сырьевые товары, компаниям станет сложнее занимать за рубежом. Результат в случае длительного ухудшения внешней конъюнктуры — замедление экономического роста. Прогноз Минэкономразвития на 2013 год — 3,6%, пессимистичный вариант — 3—3,2%.
При таком развитии ситуации курс рубля начнет снижаться, что в дальнейшем будет означать ускорение инфляции, считают в ЦБ. В этом случае в среднесрочной перспективе регулятор будет вынужден смягчить монетарную политику, то есть снизить ставки и облегчить доступ коммерческих банков к ликвидности.
Но резкое и глубокое падение рубля приведет к обратному.
«При этом в случае заметного обесценения рубля и возникновения в связи с этим инфляционных рисков возможно кратковременное повышение процентной ставки во избежание роста инфляционных ожиданий», — подчеркивается в обзоре.
Но длительного и существенного падения курса рубля, а также значительного скачка мировых цен на продовольствие в ЦБ России не ожидают. Регулятор также дает сдержанный прогноз по темпам роста денежной массы (объема всех наличных денег в экономике). Главным источником увеличения количества денег в экономике является банковское кредитование. С принятием ЦБ и Минфином мер по охлаждению этого сектора связанные с этим фактором инфляционные риски будут низкими.
Риском может быть и повышение цен на нефть, предупредил главный экономист «Открытия» Владимир Тихомиров. Резкий приток валюты от нефтяного экспорта предполагает укрепление рубля и снижение инфляции. ЦБ предполагает, что в случае роста цен на нефть ставки могут снижаться, заметил он.
Сейчас ставка рефинансирования находится на уровне 8,25%. Последний раз она менялась в сторону повышения на 0,25 процентных пункта 14 сентября 2012 года. Такие ставки «гасят инвестиционную активность», и компании не могут пополнять оборотный капитал, признавал в конце января глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Он оговаривался, что ЦБ только сейчас получил возможность управлять ликвидностью.
Регулятору уже пора снизить ставки, соглашается первый вице-премьер Игорь Шувалов. Ставка рефинансирования могла быть на 1 процентный пункт ниже, но Банк России не уменьшает во избежание разгона инфляции, указывал чиновник.
Глава «Русала» Олег Дерипаска в интервью «России 24» выразился жестче и назвал руководство ЦБ коновалами, которые «продолжают бубнить какими-то общими, общими фразами суеверия свои центрально-банковские».
«Они выпустили кровь из экономики… Даже у крупных компаний существуют определенные трудности. Центральный банк прячется за ширмой общих фраз», — сокрушался Дерипаска.
В экономике действительно существует потребность в низких ставках, считает исполнительный директор центра экономических исследований «Синергия» Михаил Кузьмин. «Темпы кредитования компаний в 2012 году составили лишь 12,7% из-за того, что банки увлеклись высокодоходным розничным кредитованием», — объясняет эксперт. Но проблемы не только с ЦБ, считает Кузьмин. «У нас болезнь нефтяной иглы, и все внутренние изменения могут быть перечеркнуты внешним негативом», — объясняет эксперт стремление ЦБ снизить риски, а не ставки.
Ставку рефинансирования можно понизить, но она мало влияет на реальную цену денег, считает первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. «Рынок живет по своим законам», — сетует он. Нужно законодательно вовлекать ЦБ в развитие экономики, уверен Мурычев. ЦБ должен выдавать предприятиям средства сроком до 3 лет через институты развития и банки, а расходование средств нужно контролировать через механизмы спецсчетов, считает он.
Как показывает опыт, ставки ЦБ имеют минимальное влияние на инфляцию, согласен Тихомиров: «Если бы ставки двигались очень сильно — хотя бы процентный пункт, то оказали бы влияние. Но дискуссия идет о 0,25—0,5 процентных пункта».