Совет директоров «Аэрофлота» поручил правлению скорректировать стратегию развития группы. Коррекция должна быть проведена с учетом «возможных последствий тех ограничений, которые готова ввести на деятельность ведущего российского авиаперевозчика Федеральная антимонопольная служба», сообщила пресс-служба «Аэрофлота» по итогам совета директоров. Результаты ожидаются к следующему заседанию совета директоров – примерно через месяц, уточнили в компании.
Управление ФАС по Московской области признало соглашение о стратегическом партнерстве между «Аэрофлотом» и «Международным аэропортом Шереметьево», заключенное в октябре 2012 года, противоречащим закону о конкуренции и обязало компании устранить нарушения. В отношении обеих компаний заведены административные дела, «Аэрофлоту» и Шереметьево грозят штрафы до 15% годового оборота (более 20 млрд рублей для авиакомпании и более 1,3 млрд рублей для аэропорта). Шереметьево уже согласилось на корректировку соглашения, но в «Аэрофлоте» планируют оспорить решение ФАС в суде.
Источник в авиакомпании утверждает, что «Аэрофлот» готов идти до конца, чтобы отстоять соглашение по суду», но совет директоров счел необходимым подготовиться к худшему варианту развития событий. Это связано с долгосрочным планированием парка воздушных судов группы, поясняет источник: «В случае сокращения планов развития «Аэрофлот» должен пересмотреть или отменить ряд заказов на новые самолеты. Это необходимо сделать до конца 2013 года».
Согласно стратегии «Аэрофлота», утвержденной летом 2011 года, группа планирует к 2025 году войти в топ-5 авиакомпаний по пассажиропотоку и выручке в Европе, в двадцатку глобальных игроков в мире и за 2025 год перевезти более 70 млн пассажиров (из них не менее 30 млн внутри России). При этом группа не планирует монополизировать рынок: «Аэрофлот» повысит долю на рынке авиаперевозок в России с 34% в 2012 году до 45,4% в 2025 году.
По итогам 2012 года группа компаний «Аэрофлот», по статистике Росавиации, перевезла почти 27,5 млн пассажиров (лидер в группе – собственно «Аэрофлот», далее компании «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Владивосток Авиа», «Дон Авиа», «Сахалинские авиатрассы»).
То есть за 13 лет пассажиропоток «Аэрофлота» должен вырасти более чем в два с половиной раза. Но это «агрессивный сценарий» развития группы, капитализация компании по нему составит $13 млрд. При «инерционном сценарии» в 2025 году «Аэрофлот» перевезет примерно 42 млн пассажиров, оставшись «локальным игроком» на глобальном рынке с капитализацией в $8 млрд.
По темпам роста емкостей (самолетов) «Аэрофлот» значительно отстает от конкурентов, компания в рамках стратегии делает ставку на утроение емкостей дальнемагистральных воздушных судов к 2023 году. В портфеле заказов «Аэрофлота» 16 самолетов Boeing 777 (сроки поставки 2013–2016 годы), 22 лайнера Boeing 787 (2016–2019), 22 самолета А350 (2018–2021) и планы по закупкам МС-21 (не менее 50 новых российских самолетов). Разница в количестве самолетов в общем парке группы между инерционным и агрессивным сценарием развития – около 200 лайнеров (400 к 2025 году по инерционному и 550–680 самолетов по агрессивному сценарию).
Дефицит инфраструктуры Шереметьево в «Аэрофлоте» изначально считали одним из главных препятствий реализации стратегии.
К 2025 году не менее 50 млн пассажиров «Аэрофлота» и альянса Sky Team, согласно стратегии группы, будут проходить через Шереметьево. Но после строительства третьей полосы Шереметьево по аэродромной мощности будет в состоянии обслуживать максимально 70 млн пассажиров. И дефицит начнет ощущаться уже после 2015 года, говорят в «Аэрофлоте». Судя по материалам подмосковного УФАС, изучившего соглашение между Шереметьево и «Аэрофлотом», авиаперевозчик добился от аэропорта значительных преференций. Но эти преференции и стали причиной антимонопольного вмешательства.
Корректировка стратегии развития группы обоснована, считает руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «Такой документ должен учитывать все возможные факторы риска», — пояснил он.