Росфинагентство на первом этапе работы может получить право управлять до 10% средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом на заседании в Госдуме сообщил замглавы Минфина Сергей Сторчак. Агентство должно быть создано в начале 2013 года: в 2012 году принять соответствующий правительственный законопроект в Госдуме не успели. Сколько продлится первый этап, Сторчак не уточнил. Но чиновник привел в пример Норвегию, где подобная структура существует и где между решением о передаче средств в управление нефтяного фонда и его реализацией проходит 5 лет.
Законопроект о создании Росфинагентства в форме ОАО был внесен в Госдуму еще в сентябре 2012 года. Предполагается, что Минфин будет заключать с этой структурой соглашения на управление средствами.
В будущем Росфинагентство должно будет управлять средствами Резервного фонда и ФНБ, а также государственными облигациями. Возможно, под управление попадут и пенсионные накопления. Но весь объем средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ), скорее всего, никогда не будет передан в управление Росфинагентству, подчеркнул Сторчак.
«Часть средств правительством будет держаться в высоколиквидных активах, и здесь управляющая компания особо не нужна», — сказал он.
На 1 января этого года в ФНБ было накоплено более 2,69 трлн рублей. То есть работу Росфинагентство начнет с управления почти 270 млрд рублей.
100 млрд уже решено вложить в инфраструктурные проекты. Постепенное инвестирование этих денег должно начаться сразу же после формирования Росфинагентства, говорил ранее Владимир Путин.
Соответственно, в другие инструменты могут быть вложены 170 млрд рублей. Минфин предполагает, что деньги могут вкладываться в облигации других государств и международных финансовых организаций, размещаться на депозитах в зарубежных, российских банках и ЦБ. Росфинагентство также должно получить право выходить на фондовый рынок. Процесс скупки акций будет «очень осторожным», предупреждал Сторчак.
Рассматривалась еще одна потенциальная возможность – покупка небольших долей госкомпаний в ходе приватизации, говорил в июне первый вице-премьер Игорь Шувалов. Но глава Минфина Антон Силуанов выступил против этой инициативы.
В 2009 году, по данным Счетной палаты, доход от управления средствами ФНБ составил 92,5 млрд рублей (к концу года было накоплено 2,769 трлн рублей). А в 2011 году получено 55,1 млрд рублей, тогда как было накоплено более 2,794 млрд рублей. Незначительная доходность управления государственными деньгами стала одним из аргументов в пользу создания специализированного агентства.
В законопроекте о Росфинагентстве критерии оценки эффективности управления государственными деньгами также не прописаны, предупреждала ранее СП. Таким показателем, например, могла бы стать разница между стоимостью государственных заимствований и доходностью от размещения денег управляющей компанией, писали аудиторы. В думском комитете по финансовым рынкам, в свою очередь, подняли вопрос об ответственности как Росфинагентства, так и других организаций, которые оно будет привлекать для управления активами.
Переход к размещению средств ФНБ через Росфинагентство расширит стратегии управления, считает руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
«Общий подход правильный: начинать с каких-то ограниченных объемов, отрабатывать на них подходы, а по мере получения результатов расширять объемы инвестирования», — говорит экономист.
По его мнению, управляющая компания может начать работу уже к середине года, но результаты можно будет оценить минимум через год-полтора. Гурвич напомнил, что при преобразовании Стабилизационного фонда предполагалось, что стратегии инвестирования Резервного фонда и ФНБ будут разными. Средства первого предполагалось вкладывать в ликвидные, но безопасные активы, а ФНБ – в более доходные и долгосрочные. «Но реально, кроме тех средств ФНБ, которые были размещены в ВЭБе, остальные были размещены по принципам Резервного фонда», — сказал Гурвич.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева скептически оценивает идею передачи средств резервных фондов под управление ОАО. «В акционерном обществе это неконтролируемо», — полагает она.
«Счетная палата приводила факты, когда исчезали компании, которым под управление передавались средства пенсионных накоплений», — провела аналогию депутат. Вкладывать деньги в инфраструктурные облигации она также считает небезопасным. «Недавно на примере Минобороны выяснилось, что значит передавать функции бюджета на аутсорсинг в коммерческие структуры», — указывает депутат. По ее мнению, вложения в инфраструктуру должны идти напрямую из бюджета.