Счетная палата в 2013 году проверит формирование цен на авиабилеты в компании «Аэрофлот — Российские авиалинии». Об этом сообщил на пресс-конференции во вторник председатель СП Сергей Степашин. «Запланировали проверку не просто «Аэрофлота», а вопрос формирования цены, — сказал он. – Посмотрим конкурентную среду. Почему не пускаем туда международные компании, которые стучатся к нам. Серьезные международные авиационные компании».
«Ну хватит обманывать народ, на самом деле!» — эмоционально добавил Степашин.
По его мнению, «такая серьезная проверка даст возможность нашим согражданам и руководству страны проанализировать стоимостную политику, в том числе в этой крупнейшей, кстати, хорошей компании».
Государство – основной акционер группы «Аэрофлот – Российские авиалинии» с долей участия в уставном капитале 51,17%. В группу, помимо самого «Аэрофлота», с конца 2011 года входят авиакомпании «Россия», «Сахалинские Авиатрассы», «Оренбургские авиалинии», «Владивосток Авиа».
Каждый четвертый пассажир, воспользовавшийся услугами российских авиакомпаний за 11 месяцев 2012 года, был пассажиром «Аэрофлота», свидетельствует статистика Росавиации. Каждый третий – пассажир группы «Аэрофлот».
Всего российскими компаниями перевезено более 68,639 млн пассажиров, из них «Аэрофлотом» — более 16,262 млн человек. Всего же группой «Аэрофлот – Российские авиалинии» — 24,528 млн пассажиров.
В 2013 году группа планирует усилить присутствие на рынке. «Аэрофлот» планирует перевезти около 21 млн пассажиров. Для авиакомпании «Россия» запланировано увеличение доли на рынке базового аэропорта Пулково (Петербург). «Владивосток Авиа» ориентирована на региональные и межрегиональные перевозки, особенно на Дальнем Востоке; «Сахалинские авиатрассы» могут стать базой для создания новой Дальневосточной авиакомпании с участием местных властей, а «Оренбургские авиалинии» развиваются как чартерный перевозчик.
За год цены на авиабилеты «Аэрофлота» в среднем увеличились на внутренних линиях – на 13%, на международных – на 1%, свидетельствует мониторинг «Авиаиндекс» инвесткомпании «Регион».
За год из репрезентативных направлений, которые анализируют аналитики «Региона», сильнее всего подорожало Москва--Омск (+34%) и Москва--Владивосток (+27%). На линии Москва--Челябинск, напротив, средние цены упали на 12%. «Основные конкуренты «Аэрофлота» внутри России – «Сибирь» и «ЮТэйр» — за год увеличили цены гораздо больше, чем лидирующий перевозчик», — уточняют авторы «Авиаиндекса». В среднем на ряде выбранных рейсов за год полеты «Сибири» стали дороже более чем в полтора раза, а «ЮТэйр» повысил цены почти на треть. По тому же ряду направлений сопоставимые цены «Аэрофлота» увеличились на 16%.
В международных линиях особенно подорожал у «Аэрофлота» маршрут Москва--Киев (+34%) и Москва--Стамбул (+7%). Но многие направления, наоборот, стали дешевле: например, Москва--Токио упал в цене на 15%, Москва--Ереван — на 7%. В то же время, отмечается в «Авиаиндексе», на популярных направлениях, которые были либерализованы в 2012 году, — Москва--Париж и Москва--Рим — средние цены «Аэрофлота» за год не только не упали, но даже выросли — на 3 и 5% соответственно.
Выручка «Аэрофлота» за первые девять месяцев 2012 года (отчет за весь год будет опубликован в феврале) увеличилась на 54% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составила $6,02 млрд. Выручка от перевозок увеличилась на 63% и составила $5,31 млрд. Увеличение выручки произошло за счет увеличения объемов выполненных работ и вследствие консолидации результатов других авиакомпаний группы, пояснялось в сообщении компании. Но выросли и операционные расходы – до $5,59 млрд. В итоге чистая прибыль группы по итогам девяти месяцев 2012 года упала на 22,8% и составила $296,2 млн.
В «Аэрофлоте» к перспективе проверки Счетной палаты отнеслись спокойно. В компании признают, что ее вряд ли можно назвать бюджетным перевозчиком, но напоминают, что «Аэрофлот» в структуре группы развивается как сервисная компания премиум-класса
(в проекте бюджета на 2013 год совет директоров предусмотрел дополнительные расходы в сумме 644 млн рублей на улучшение питания пассажиров и дополнительные услуг на борту воздушного судна и в базовом аэропорту).
В конце 2012 года «Аэрофлот» подписал соглашение с Федеральной налоговой службой (ФНС) России о ценообразовании по новым для российского законодательства правилам, напоминают в компании. «Теперь информацию для определения цен и применения методов ценообразования компаний группы «Аэрофлот», в том числе и по предполагаемым операциям, авиаперевозчик будет передавать в налоговые органы заблаговременно, что позволит заранее согласовывать налоговые последствия сделок», — уточнил представитель «Аэрофлота». Соглашение в числе прочего должно устранить налоговые риски трансфертного ценообразования.
Счетная палата – не первое ведомство, которое заинтересовалось ценами российских авиаперевозчиков. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в конце 2012 года начала сравнительный анализ цен на авиабилеты на четырех рынках перевозок: внутри России, между Россией и странами СНГ, из России в дальнее зарубежье и сопоставимые рынки в зарубежных странах, сообщал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
«Если мы сделаем таблицы сопоставимости (а мы все равно сделаем такие таблицы), мы сможем обосновать цены на авиаперевозки, — сказал в интервью «Газете.Ru» глава ФАС Игорь Артемьев. – Сейчас часто главенствует примитивный монополизм наших перевозчиков… В случае отсутствия понимания (со стороны авиакомпаний по решениям ФАС о ценообразовании. – «Газета.Ru») пойдем в суды». Часть этой работы ФАС планирует представить уже в I квартале 2013 года.