Следственный департамент МВД предъявил обвинение Елене Котовой, экс-члену совета директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Расследование в России стартовало после подведения итогов внутреннего аудита ЕБРР. Банк с лета 2010 года проверял нескольких сотрудников российской дирекции, в том числе Котову, на предмет вымогательства незаконных платежей за содействие в получении кредитов. Осенью к расследованию были подключены российские правоохранительные органы.
Уголовное дело против Котовой было возбуждено в феврале 2011 года по статьям 30 и 204 УК — это покушение на коммерческий подкуп.
В финальной версии аналогичные обвинения предъявлены финансисту Игорю Лебедеву, которого следствие называет «бывшим топ-менеджером одного из ведущих российских банков».
До перехода в ЕБРР в 2005 году Котова возглавляла инвестиционный блок ВТБ в должности вице-президента. В это время Лебедев занимал пост старшего вице-президента ВТБ. В представительстве ЕБРР он не работал, уточнил «Газете.Ru» представитель банка Ричард Уоллис. «Сотрудник с таким именем действительно работал в ВТБ, сейчас он в банке не работает», — сказали, в свою очередь, в пресс-службе ВТБ.
«Обвиняемые, используя должностное положение и полномочия, а также связи в бизнес-структурах, умышленно совершили действия, направленные на получение незаконного денежного вознаграждения от представителей канадской нефтегазовой коммерческой компании», — описывает схему Следственный департамент МВД.
В частности, они планировали получить деньги в обмен на выдачу кредита на $95 млн. По неофициальной информации, с заявлением о вымогательстве со стороны Котовой обращалась зарегистрированная в Канаде фирма CanBaikal Resources. Владелец бизнеса — экс-член Общественной палаты, проживающий в Лондоне бизнесмен из России Сергей Черников. До ухода в бизнес он занимал пост первого заместителя главы Северо-Западного управления Минприроды.
Компания разрабатывает Кулунское и Унтыгейское месторождения, входящие в Унтыгейский геологический блок (блок 146) в Ханты-Мансийском автономном округе. В 1997 году CanBaikal Resources получила лицензию на разведку и добычу сроком на 25 лет. Промышленные запасы блока оцениваются в 1,5 млн тонн нефти.
Котова опосредованно гарантировала коммерсантам положительный ответ по кредиту взамен получения от последних денежных средств в размере $1,425 млн в качестве вознаграждения (около 1,5% от суммы кредита), утверждает следствие. А Лебедеву была отведена роль переговорщика — он поддерживал связь между Котовой и компанией-заёмщиком. Он же озвучивал условия и гарантии сделки, считают в МВД, добавляя, что расследование находится на завершающем этапе.
«Постановление о привлечении Елены Котовой в качестве обвиняемой практически не отличается от постановления о привлечении ее в качестве подозреваемой. Новых фактов практически нет. Основания не пополнились. В обвинительном заключении они зафиксированы в том же объеме, что и ранее», — сказал «Газете.Ru» адвокат Котовой Сергей Мирзоев.
Минимальное наказание за коммерческий подкуп — это штраф в 50-кратном размере полученной коррупционером суммы с лишением права занимать ответственные должности до трех лет. Максимальная санкция — лишение свободы на 12 лет с аналогичным штрафом.
По словам Мирзоева, защита будет настаивать на объективном и полном расследовании дела.
«Как итог — непричастность Елены Котовой к обвинениям», — отметил он.
Обвинения, предъявленные Лебедеву, Мирзоев не прокомментировал. «Мне кажется, что Лебедев стал жертвой юридических фикций. Невозможно было бы представить объективную сторону дела, если бы не было еще одного лица. С моей точки зрения, там вообще никакого следа преступных деяний нет», — подчеркнул юрист.
Котова на запрос «Газеты.Ru» не ответила. Ранее финансист связывала предъявление претензий со стороны правоохранительных органов с действиями политических оппонентов: она была претендентом на пост вице-президента ЕБРР.