Росавиация может прекратить обслуживание украинской авиакомпании с 15 января 2013 года, сообщила в пятницу госкорпорация.
Причина – долг, превышающий $1,5 млн. Эту сумму авиакомпания должна была оплатить до 10 января и предоставила соответствующие гарантии госкорпорации, но не сделала этого, говорят в Росавиации. С учетом массового возврата туристов с новогодних каникул Росавиация предоставила еще одну отсрочку – до 15 января.
Если авиакомпания не погасит задолженность до этого срока, то «в полночь 15 января будет прекращено обслуживание воздушных судов авиакомпании в воздушном пространстве России», сообщил представитель Росавиации Андрей Прянишников.
В пятницу «Аэросвит» отменил несколько рейсов, в том числе из киевского аэропорта в Баку, Одессу, Симферополь, Минск, Афины, Копенгаген, Вильнюс, Калининград, Бухарест, Донецк, Тель-Авив, Варшаву, Софию, Кишинев, Будапешт, Стокгольм. Также отменено прибытие самолетов в киевский аэропорт из Вильнюса, Астаны, Баку, Ташкента, Пекина, Нью-Йорка, Одессы, Симферополя, Тель-Авива, Минска, Бухареста, Варшавы, Калининграда, Кишинева, Софии, Вильнюса, Копенгагена, Донецка, Афин, Симферополя.
В компании утверждают, что не могут расплатиться с российским поставщиком аэронавигационных услуг из-за начала процедуры банкротства компании, но в Росавиации это объяснение называют неубедительным. «Авиакомпания прислала только лукавые документы о том, что они прекратили оплату за авиационное обслуживание в связи с выходом постановления хозяйственного суда Киевской области, но в данном случае воздушное законодательство России не имеет никакого отношения к постановлению киевского суда, согласно которому госкорпорация должна встать в очередь и ждать, когда по решению суда им будет выплачена задолженность», — говорит Прянишников.
В «Аэросвите» утверждают, что сроки погашения задолженности, указанные Росавиацией, отличаются от договоренностей, достигнутых между ними, об этом представитель «Аэросвита» сообщил агентству «Интерфакс-Украина». «Мы удивлены очередной попыткой публично урегулировать взаимоотношения, с учетом нашего давнего партнерства», — говорит он.
Претензии к «Аэросвиту» есть не только у россиян. В пятницу Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) исключила авиакомпанию «Аэросвит» из системы взаиморасчетов между авиакомпаниями и агентами по продаже авиаперевозок (BSP).
Это произошло после того, как «Аэросвит» обвинил украинское подразделение ассоциации в том, что оно нерегулярно перечисляет авиакомпании деньги за проданные авиабилеты. «С начала года IATA BSP Украина, региональное подразделение системы взаиморасчетов между авиакомпаниями и агентами по продаже авиаперевозок, грубо нарушает утвержденный IATA календарь перечисления средств авиакомперевозчику за реализованные авиабилеты, — заявил «Аэросвит» на своем сайте. — Это приводит к нарушению графика расчетов компании за предоставляемые ей услуги и, как следствие, к срыву многих авиарейсов». Также «Аэросвит» обвинил IATA в том, что они предъявили ему «в десятки раз завышенные требования», что мешает компании взаимодействовать с участниками BSP в разных странах.
На сайте «Аэросвита» до сих пор можно заказать билеты на вторую половину января. Но пассажирам, которые намерены лететь рейсами авиакомпании после 15-го числа, придется самостоятельно решать свои проблемы, говорит представитель Росавиации.
«В данном случае вся ответственность ложится на перевозчика. Пассажирам, которые приобрели билеты в «Аэросвит», необходимо будет обращаться к нему, — говорит он. — Это иностранная компания. Вообще очень странно, что авиапассажиры покупают билеты, зная ситуацию: в СМИ достаточно информации о состоянии авиаперевозчика».
Сколько именно билетов авиакомпания успела продать на вторую половину января, неизвестно. Но пострадать могут в основном только самостоятельные путешественники, так как большинство туроператоров уже давно отказались от сотрудничества с «Аэросвитом», говорит пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щербакова. «Когда Шереметьево отказало в обслуживании авиакомпании, те туристы, которые узнали о проблеме, обратились в «Аэросвит», и им там меняли билеты и предлагали воспользоваться услугами других авиакомпаний, — рассказывает она. – После 15 января такого не будет – придется самостоятельно покупать билеты у другого перевозчика и потом уже через суд возвращать деньги, которые они потратили на покупку билетов «Аэросвит».
«Аэросвит» была создана в 1994 году, входит в группу «Приват» Игоря Коломойского. Вместе с другими компаниями группы — «Днепроавиа» и Windrose — контролирует 60% внутренних пассажироперевозок Украины, обслуживает 80 международных маршрутов.
В московский аэропорт Шереметьево компания летает из Киева, Днепропетровска, Одессы, Харькова, Донецка. В географии полетов «Аэросвита» из российских городов также указаны Ростов-на-Дону и Петербург. Перевозчик испытывает значительные финансовые сложности: минувшей осенью партнеры компании добивались ареста самолетов «Аэросвита» и грозили заблокировать полеты.