Дэвид Эванс, главный футуролог Cisco:
— Мы увидим прогресс во всем. Появится больше устройств, подключенных к интернету, увеличится скорость передачи данных, будут расти возможности принтеров. В ближайший год будут сделаны важные шаги, особенно в области дисплеев: появятся гибкие дисплеи, которые изменят вид смартфонов, планшетных компьютеров. Будут развиваться технологии в области ультравысоких разрешений экранов, что повлияет на передачу видеоряда.
Николай Прянишников, президент Microsoft в России:
— Уверен, что рынок IT в России продолжит расти, и надеюсь, что продажа ПО и IT-услуг будет расти быстрее, чем рынок. Новая модель потребления IT как услуги (использование IT как услуги через интернет или внутрикорпоративную сеть и оплату по мере потребления) будет более популярной среди российских компаний, особенно в сегменте SMB. Облачный сервис дает возможность компаниям использовать новейшие IT-решения, не заботясь об закупке оборудования и лицензий, развертывании, настройки и поддержке. В этом плане показательным примером является облачный сервис компании Microsoft – Office 365, который был назван лучшим облачным решением 2011 года по версии CRN, или Windows Azure, который набирает все большую популярность в России.
Вторая, не менее важная тенденция будущего года – консьюмеризация IT. Сегодня работники в 40% случаев используют ПК, а также смартфоны, планшеты, электронные книги и т. д.
Технологии дают возможность компаниям предоставлять сотрудникам безопасный доступ к корпоративной информации в любое время, в любом месте, с любого устройства, будь то компьютеры и планшеты под управлением Windows 8, операционной системы, полностью переосмысленной Microsoft, смартфоны на Windows Phone или любые другие устройства различных производителей.
Тормозить развитие IT может тот факт, что сегодня многие топ-менеджеры недооценивают важность этого сектора. Для них наша отрасль – это своеобразный черный ящик, в который необходимо вкладывать деньги и без возможности полноценно контролировать эффективность их использования.
Но исследования показывают, что вложения в развитие IT внутри компании оправданы: согласно исследованию Forrester Research, облачное решение Microsoft Office 365 обеспечивает 321% возврата по инвестициям и окупается уже за два месяца использования в организациях среднего или небольшого размера.
Александр Галицкий, основатель Almaz Capital Partners:
— Компьютер не просто переместился со стола на колени и ладони, мы с нашими мобильными устройствами стали вовлечены в мир глобальной сети интернета. 1 млрд людей планеты Земля являются «резидентами» Facebook. Рост трафика информации и полезность ее обработки заставляют взглянуть по новому на задачи бизнес-аналитики и больших данных. Если говорить более техническим языком, то шествие виртуализации перешло от серверов к десктопам, а также началась виртуализация массивов данных и сети (software defined networks). Социализация бизнеса — еще одно существенное явление.
Да и пожалуй, следует отметить такое явление, как gamification – переход от просто игр и развлечений к моделированию сценариев, как мы работаем, приобретаем знания и как общаемся. Играючи Twitter запустил «арабскую весну».
«Уход в облака» станет основным трендом не только для малого и среднего бизнеса, но и для больших корпораций и государственного сектора. Способствовать этому будут всеобщая «мобилизация» конечных пользователей через мобильные устройства и повсеместный широкополосный доступ. Моду будут продолжать задавать такие компании, как Google, Apple, Amazon и Facebook. Microsoft использует, возможно, свою последнюю попытку стать пятым колесом в «инновационной телеге». Остальные компании, такие как IBM, Cisco, EMC, Oracle, HP и т. д., будут следовать заданной моде и удерживать свои позиции в корпоративном мире. Операторы связи будут заявлять о своей «облачности» и предлагать все большее количество интернет-сервисов, жертвуя своими доходами на голосовом и даже интернет-трафике.
Все эти открытые и тайные сражения откроют хорошие возможности для нишевых игроков и новых стартапов в области платформенных решений и новых приложений для «облаков», в безопасности, в управлении, хранении и обработке больших массивов неструктурированных данных и т. д.
Еще одним важным элементом вышесказанного станет «соединение умных приборов» друг с другом и с человеком через интернет — облачные знания. Это изменит многое не только в медицине, но и во многих сферах нашей жизни и произведет на свет множество новых сервисов дополнительно к тем, которые уже плотно вошли в нашу жизнь, как например, e-commerce, интернет-телефония или телевидение. Вопрос открыт: в каком и чьем облаке будет жить Россия?
Тормозить развитие рынка в 2013 году будут излишнее интернет-регулирование, межгосударственные кибервойны и киберпреступления, несовершенство средств информационной безопасности.
Марина Трещова, генеральный директор Fast Lane Ventures:
— В 2013 году рынок станет еще более активным — и со стороны предпринимателей, и со стороны инвесторов. Рынок сравнительно недавно вошел в фазу зрелости, поэтому есть большое количество возможностей, которые еще просто не могли быть реализованы за время существования рунета, но будут реализованы в ближайшем будущем. Если говорить о сегменте электронной коммерции, то конечно, будет сильно расширяться ассортимент продукции, которую пользователи покупают в интернете. Речь может идти не только о бытовых вещах, а о более капитальных покупках: уже сейчас очень активно развивается сегмент недвижимости, в котором потребители совершают различные транзакции (например, аренда квартир); быстрыми темпами растет сегмент авиабилетов, набирают обороты продажи финансовых услуг. Потребители будут более активно осваивать мобильный интернет – соответственно, совершать покупки в онлайне будет еще проще.
Социальные сервисы — информация о здоровье, например. Также все больше клиентов будут рассматривать интернет как безопасную среду, где все четко и прозрачно, что повлечет за собой дальнейшее увеличение как количества пользователей, так и их активности в онлайн-среде. Также усилится интерес к российскому рынку со стороны западных инвесторов и компаний, который заинтересованы в выходе на российский рынок с помощью создания совместных предприятий с местными игроками.
Сергей Белоусов, основатель Runa Capital:
— Строго говоря, про тенденции 2013 года сейчас говорить уже поздно, по крайней мере если вы что-то собрались делать: пока привлечете финансирование, начнете действовать, пройдет минимум полгода. Вот, считайте, и 2013 год прошел. Если говорить более глобально, я бы отметил несколько общемировых трендов.
В подвешенном состоянии пребывает Microsoft. Я очень уважаю эту компанию, но следующий год, как и предыдущий, явно не будет для нее простым. Причем на всех фронтах: онлайн-сервисы, телефоны и «таблетки», серверная часть. Корпорацию лихорадит.
Остается непонятным будущее многих продуктов – либо они взлетят, либо окончательно «умрут». Windowsphone, например, явно не может продолжать существовать в таком виде. На мой взгляд, выжить он мог бы, если только объединил бы усилия с Nokia и Blackberry, но это, пожалуй, фантастический вариант. А пока у него не очень получается конкурировать с Apple и Samsung.
То же происходит у Microsoft и с поиском: в какой-то момент Bing проснулся и вроде бы попытался дать бой Google, но тот очень быстро вернул позиции. В общем, в последние три месяца я потерял понимание, что же пытается сделать Microsoft.
Apple явно теряет свои позиции как платформа для разработчиков. Уже отчетливо видно, что она начала проигрывать в развитии Android. Все меньше стало приложений на «эппловской» платформе. В общем, пока выигрышнее смотрится Android. Новых продуктов, сделанных на прежнем уровне, у Apple, кстати, тоже пока не видно.
Пятый iPhone при Стиве Джобсе в таком виде просто не вышел бы.
Что касается Facebook, то фактически неудачное IPO компании не очень помешало ее реальному развитию. Пожалуй, сейчас Facebook ближе всех к тому, чтобы достичь триллионной капитализации. Но гораздо интереснее, как будет меняться модель компании и какими сервисами она будет прирастать. Пока же она остается тем же, с чего начинала, сетью для обмена информацией с друзьями.
Все больше появляется «бытовых» интернет- и мобильных сервисов «для жизни». На Земле сейчас 7 млрд людей, это очень много. Уже сейчас даже в далекой Африке у многих есть мобильные гаджеты. Два факта – распространение мобильных устройств и проникновение интернета – очень сильно изменят картину мира.
Число «бытовых» интернет- и мобильных сервисов будет расти. Совсем недавно мы получили отличное тому подтверждение: Сбербанк купил долю в «Яндекс.Деньги». Сложно найти более красноречивый факт. Работать по-старому корпорациям больше нельзя. А вообще три области, где в ближайшее время произойдут изменения, – это медицинское обслуживание, образование и те самые публичные сервисы, в том числе и банкинг. Мы в Runa Capital внимательно смотрим на проекты в этой области, а в уходящем году инвестировали в Dnevnik.ru, Domoste.ru, LinguaLeo.
В принципе рынок развивается нормально. Опять же глобально могу отметить два «тормоза». Первый – это дефицит профессионалов. Я имею в виду не только инженеров, а вообще всех – системных администраторов, менеджеров, да кого угодно. У меня нет сейчас в руках данных исследований, но, по моим личным ощущениям, искать и находить сотрудников стало гораздо сложнее. Объяснить это несложно: ИТ проникли во все сферы жизни и потому «поглощают» все большее число людей, а образование и наука просто не успевают за этим трендом. Получается, это теперь еще и новый вызов: чем больше будет профессионалов на рынке труда, тем активнее будут развиваться ИТ.
Второй «тормоз» тоже, кстати, общемировой – устаревшая ИТ-инфраструктура, которая не может поддерживать новейшие технологические решения и тем самым мешает нам перескочить на следующую стадию развития. Самый простой пример: посмотрите на архитектуру операционных систем — они же создавались под совсем другие задачи. Почему так получилось? Большая часть инвестиций в ИТ уходит в B2C-проекты, которые требуют меньшего финансирования и где возврат вложений быстрее. В «длинные» и дорогие инфраструктурные проекты мало кто готов инвестировать. Мы в Runa (и особенно в Qwave) инвестируем.
Дмитрий Кузнецов, директор по маркетингу Google в России:
— В уходящем году очень быстро развивался рынок мобильных устройств. На наш взгляд, он продолжит развиваться и в будущем: по результатам исследования, проведенного Google Россия совместно с J'son & Partners Consulting, в 2012 году проникновение мобильного интернета в России вырастет до 65 млн абонентов в год. Сейчас происходят очень важные для сферы ИТ изменения: стирается грань между мобильными и стационарными устройствами. Скорее всего, все устройства в будущем будут иметь интерактивный экран и модуль широкополосного доступа. Отличаться при этом они будут в основном форм-факторами. А разница в возможностях процессинга, обработки и хранения информации станет характеристикой не устройств как таковых, а связанных с ними облачных сервисов.
Конечно, с учетом такого яркого и быстрого развития мобильных платформ, будет меняться и поведение пользователей.
Они будут еще больше искать, поэтому поиск станет еще «умнее» и сможет еще лучше предсказывать то, о чем вы только успели подумать. Фактически он будет работать как ваш персональный ассистент.
Не только обычные пользователи, но и представители бизнеса уделяют все больше и больше внимания мобильным технологиям. Например, по дороге на работу пользователя озарила идея, что именно он хочет подарить членам своей семьи на Новый год. И прямо на ходу он начинает искать подходящий магазин. В большинстве случаев пользователи не хотят тратить время на сайты, которые не оптимизированы под экраны смартфонов: на ходу что-то на них разобрать очень сложно.
Олег Шабуров, руководитель группы информационной безопасности Symantec:
— В 2013 году кибератаки станут агрессивнее и будут проводиться не только с целью заработка или шпионажа, но и для демонстрации силы атакующих. Кроме того, увеличится количество угроз для пользователей мобильных и облачных технологий, а также для аудитории социальных сетей.
Со следующего года конфликты между государствами, организациями и отдельными лицами в значительной степени перейдут в киберпространство. Правительства, как и различные организованные группы лиц, продолжат использовать кибератаки, чтобы повредить или уничтожить конфиденциальную информацию или финансовые ресурсы своих противников, а также продемонстрировать свою мощь или заявить о себе. Мы ожидаем и роста числа направленных атак, целью которых является отдельное лицо или неправительственная организация, отстаивающая, например, определенные политические взгляды или являющаяся представителем меньшинства в том или ином конфликте. Целью злоумышленников являются пользователи, поэтому в следующем году мы ожидаем, что киберпреступники активнее будут работать в сфере облачных и мобильных технологий. Включение в корпоративные сети незащищенных устройств, собирающих информацию, которая оседает на других облачных ресурсах, значительно повышает риск утечки или целенаправленного захвата данных. Установка пользователями всё новых приложений значительно повышает вероятность заражения.
Мы также ожидаем роста числа атак, направленных на кражу платежных данных в социальных сетях и обман пользователей с целью заставить их сообщить эти и другие данные поддельным соцсетям. Сюда могут входить фальшивые извещения о подарках и электронные письма, требующие от пользователя указать свой домашний адрес и иную личную информацию. Предоставление нефинансовой информации может показаться делом безобидным, но злоумышленники торгуют и обмениваются ей, объединяя данные с уже имеющимися, что зачастую позволяет им получать доступ к ценной информации. По мере повсеместного внедрения технологий мобильных платежей, например электронных кошельков eWallet, мобильные устройства станут также представлять все большую ценность.
Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM в России и СНГ:
— Последнее время особенно актуальной становится тематика «очеловечивания» компьютеров – это вопрос искусственного интеллекта и его применения для нужд бизнеса и общества. И в ближайшие пять лет, как нам кажется, произойдут радикальные изменения не только с точки зрения вычислительных мощностей, но и с точки зрения того, как компьютер общается с внешним миром.
Вычислительные устройства будут наделены осязанием, зрением, слухом, вкусом, обонянием – и такой интеллектуальный сервис станет доступен не только непосредственно, но и на расстоянии. Такими возможностями можно будет воспользоваться уже через пять лет.
Например, сейчас системы компьютерного зрения, с одной стороны, достаточно развиты, но воспринимают мир не так образно, как это делает человеческий глаз. В основном это происходит на уровне распознавания определенных образцов: например, надо выделить в человеческом потоке лицо преступника или идентифицировать оставленный багаж. Но каждый раз, когда компьютер занимается первичным анализом сложного цифрового изображения, ему необходим человек, который скажет ему, что это такое. Потом он сможет это повторять, но первый раз ему необходима помощь: необходимо «обучить» компьютер видению мира. Лет через пять компьютер сможет снять мерки не хуже портного. Это доступно и сейчас, но себестоимость снятия мерок компьютерным способом пока еще неразумно высока. Но скоро эта технология станет доступной: человеку достаточно будет пройти сканирование, чтобы получить идеальный костюм. Компьютер сможет не только распознавать образы, но обучаться и динамически понимать изменения.
Если взять слух, то уже сейчас выпускают «умный» ошейник, который способен переводить в текстовое сообщение лай собаки. Но если собака может издавать лишь 12 разных звуков, а кошка порядка 100, то скоро мобильные устройства выйдут на совсем иной уровень развития и смогут понимать, почему маленький ребенок плачет: больно ему или он хочет есть, или ему просто одиноко. Мама понимает это интуитивно, но если рядом мало понимающий папа или няня, то компьютер с такими способностями будет как нельзя более кстати.
Что касается вкуса, то у человека и животного рецепторы воспринимают то, что полезно для организм, как вкусное, а то, что вредно или опасно, как невкусное. Инструментов химической аналитики много — вопрос в том, что компьютер пока не умеет интерпретировать данные: он выдает химическую формулу, но что с ней надо сделать, чтобы узнать, например, пропеклось ли тесто?
Через пять лет когнитивные системы должны собрать библиотеку вкусов по всему миру, а персонализированные веб-приложения смогут выбирать то, что в эту минуту для вашего организма нужно и полезнее всего.
Например, вы захотели плова, а компьютер посчитал и определил, что в данный момент для вас лучше нежирная баранина и в меньшем количестве, чем в стандартном рецепте. Плов для вас будет не только вкусным, но и полезным – это наглядная индивидуализированная польза для конкретного представителя общества.
Такие примеры можно привести и для других органов чувств: уже сейчас есть разработки, которые позволяют передавать на мобильные устройства вибрации благодаря гибкому экрану, поверхность которого может опускаться и подниматься. Пока технология развита недостаточно и поверхность вибрирует незначительно, но через пять лет оснащенные такими экранами устройства научатся передавать тактильные ощущения достаточно точно. То есть можно зайти в онлайн-магазин и, прикоснувшись к экрану, почувствовать фактуру ткани.
Такие же подходы есть для обоняния: системы позволяют анализировать запах и определять состав воздуха. Подобные сенсоры можно будет поставить в медучреждениях, и по тончайшим особенностям аромата они смогут определять, насколько бактериальный состав воздуха соответствует требованиям, не появилась ли инфекция.
Все это в принципе уже доступно, но вопрос заключается в себестоимости для массового использования. Говорят, через пять лет эти технологии будут использоваться достаточно широко.