«Роснефть» договорилась о поставках 67 млн тонн нефти трейдерам Glencore и Vitol, сообщила компания в понедельник. Срок контрактов – 5 лет, поставки планируется начать уже в 2013 году.
Оплату всех объемов «Роснефть» получит вперед, чего раньше не практиковалось. Компания не раскрывает, куда будут направлены полученные средства, но источник, близкий к «Роснефти», сообщил «Газете.Ru», что деньги пойдут на финансирование сделки по покупке ТНК-ВР.
О приобретении 50% актива у консорциума российских бизнесменов AAR (Alfa Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга) и еще 50% у британской ВР «Роснефть» договорилась в октябре. Цена каждой сделки составит $28 млрд, обе они должны быть завершены в первой половине 2013 года.
«Роснефть» и ТНК-ВР в 2011 году совместно добыли около 195 млн тонн нефти. Таким образом, объединенной компании для выполнения контрактов Glencore и Vitol придется ежегодно выделять около 7% добычи.
По какой цене «Роснефть» продала нефть Glencore и Vitol, компания не раскрывает. Глава «Роснефти» Игорь Сечин отметил лишь, что ценовая формула «соответствует цене, получаемой компанией на среднесрочных тендерах».
«Имеет смысл исходить из средней цены нефти марки Urals за 2012 год — $110 за баррель. Таким образом, общая цена контрактов составит $53,8 млрд», — комментирует аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Вахрамеев.
Кроме того, в понедельник «Роснефть» сообщила о том, что подписала соглашения о привлечении двух кредитов на общую сумму $16,8 млрд от международных банков на покупку британской доли в ТНК-ВР.
Кредит в $4,1 млрд будет предоставлен на 5 лет, еще $12,7 млрд — на два года. Среди кредиторов Bank of America Merrill Lynch, Barclays Bank, BNP Paribas, BTMU, Citibank, Credit Agricole, ING Bank, Intesa Sanpaolo Banking Group, J.P. Morgan, Mizuho Corporate Bank, Natixis, Nordea Bank, SMBC, Societe Generale и Unicredit Bank. Условия кредитов не раскрываются.
«Ранее в своем меморандуме «Роснефть» заявляла, что для покупки ТНК-ВР ей нужно привлечь $45 млрд, — напоминает Вахрамеев. – Около $15 млрд есть на балансе самой «Роснефти» и ТНК-ВР (госкомпания имеет доступ к средства ТНК-ВР с 1 октября)».
Привлечение значительной части необходимых для сделки средств за счет рабочих контрактов является позитивом для госкомпании, говорит один из миноритарных акционеров «Роснефти»: «Кредиты в условиях сегодняшнего долгового кризиса выглядят значительно менее привлекательными».
«Средства, полученные от трейдеров, могут пойти в том числе и на погашение кредитов, взятых у группы международных банков для финансирования покупки ТНК-ВР,
— считает аналитик ИФК «Солит» Дмитрий Лукашов. — Не исключено, что заключение долгосрочных договоров произошло в рамках обслуживания кредитной линии». Достигнув соглашения с Glencore и Vitol, «Роснефть» продемонстрировала банкам гарантию сбыта крупных объемов и получения средств, соглашается Константин Черепанов из UBS.