Синдзо Абэ, вступающий на пост премьер-министра Японии 26 декабря, считает необходимым бороться с завышенным курсом иены. В воскресенье он выступил с жестким требованием к Банку Японии.
«Центробанки по всему миру печатают деньги, чтобы поддержать свою экономику и повысить экспорт. Америка — прекрасный пример, — заявил Абэ, которого цитирует The Wall Street Journal. — Если все так и будет продолжаться, это неизбежно приведет к укреплению курса иены».
Он предлагает понизить курс японской валюты до 90 иен за $1. В понедельник курс составляет 84,34 иены за $1. Для японской экономики, по словам Абэ, «несколько иен представляют колоссальную разницу». «При более 85 иен компании, которые не платят налоги (из-за отсутствия прибыли)... станут их выплачивать», — отметил Абэ.
Желание опустить курсы национальных валют после финансового кризиса 2008 года стало общей тенденцией. «2013 год может стать переломным годом, мы будем наблюдать, как целый ряд стран попытается опустить курс национальной валюты. Это вызывает опасения», — признался председатель Банка Англии Мервин Кинг в декабрьским интервью, цитата по WSJ.
Если раньше практически единственной страной, декларировавшей политику удержания курса национальной валюты на низком уровне, был Китай, подвергавшийся за это резкой критике, то теперь это длинный список.
В США, упомянутых Абэ, минимальная ставка рефинансирования и вливание денег на фондовые рынки в рамках так называемого количественного смягчения возникли как средства борьбы с финансовым кризисом, снижение курса доллара — побочный эффект. По данным Федеральной резервной системы, за последние 10 лет курс доллара опустился на 23% по отношению к валютам торговых партнеров, но мало изменился с 2008 года.
Среди стран, которые начали принимать меры, чтобы предотвратить чрезмерное укрепление своих валют, оказались Швейцария, Израиль, Южная Корея. Политики Австралии также оказывают давление на финансовые власти, требуя сдержать рост австралийского доллара.
Совокупные валютные резервы центробанков мира выросли к середине 2012 года до $10,5 трлн, тогда как в 2007 году они составляли $6,7 трлн, по данным Международного валютного фонда. Рост на 57% менее чем за пять лет показывает, насколько агрессивно наращивают запасы валют других государств, чтобы предотвратить чрезмерное укрепление собственной валюты.
Протекционистская политика может привести к возрождению «торговых войн», то есть открытой борьбы стран за рынки, предупреждает экономист Института мировой экономики Петерсона в США Эдвин Труман.
Наиболее известная торговая война в 1930-х годах проходила на фоне Великой депрессии, она серьезно сдержала рост мировой экономики. С возникновением международных организаций, в том числе Всемирной торговой организации (ВТО), торговые войны были ограничены. «Если позволить своей валюте стать слишком дешевой, можно спровоцировать торговую войну», — предупреждает Труман.
По его словам, сейчас «мы уходим от мира, где есть высокий уровень сотрудничества в денежно-кредитной сфере, к тому, где каждый сам за себя».
По подсчетам других экономистов Института Петерсона, Фреда Бергштейна и Джозефа Гэгнона, дефицит торгового баланса США был бы на $150–300 млрд меньше, а рабочих мест в стране — на 2 млн больше, если бы Китай и другие развивающиеся рынки не занимались бы валютными интервенциями с целью защитить национальные валюты от повышения.