Институт досрочных пенсий можно сбалансировать, но делать это нужно постепенно: темп повышения тарифов для работодателей в первые годы необходимо снизить. Такую альтернативу запускаемой Минтруда реформы предложили в Институте экономической политики имени Гайдара.
Согласно подписанному президентом Владимиром Путиным закону, в 2013 году дополнительные страховые тарифы для вредных производств составят 4 и 2% для списков 1 и 2 (вредных и опасных производств, работники которых уходят на пенсию на 5–10 лет раньше) соответственно. С 2014 года они повысятся до 6 и 4%, с 2015-го – до 9 и 6%. Эта мера была согласована трехсторонней комиссией, в которую входят представители работодателей, профсоюзов и чиновники, и одобрена президентом без замечаний.
Повышение взносов в пенсионный фонд для вредных производств — одна из важнейших составляющих пенсионной реформы. Досрочники составляют треть от общего числа российских пенсионеров. Ежегодно на выплаты им тратится 330–350 млрд рублей, это треть от 1 трлн рублей дефицита ПФР, сообщил начальник Департамента актуарных расчетов и стратегического планирования фонда Аркадий Соловьев.
Эксперты института Гайдара согласны с правительственными чиновниками, что решение проблемы состоит в постепенном переходе от системы досрочных пенсий к страхованию риска потери здоровья и заработка вредных производств и выявлению профессиональных заболеваний. Но этот период, по мнению исследователей, должен составить не менее пяти лет, иначе работодатели не успеют провести переаттестацию рабочих мест, которая позволяет «изъять» их из списка вредных.
«С 2013 года целесообразно введение дополнительного тарифа страховых платежей на минимальном уровне (1% для обоих списков)», — отмечают авторы доклада «Ключевые развилки пенсионной реформы». В 2018 году дополнительные тарифы должны быть повышены до 4 и 2%, а затем владельцы признанных вредными производств должны платить сверх стандартных взносов 15 и 9% для списков 1 и 2 соответственно, считают авторы исследования.
Если действовать быстрее, возникает риск массовых сокращений штата на предприятиях, пояснил «Газете.Ru» заведующий лабораторией бюджетного федерализма в Гайдаровском институте Владимир Назаров.
Одновременно государство должно дать работодателям возможность выйти из государственной системы пенсионного страхования и сформировать корпоративную, полагают авторы «Развилок». Альтернативой этому могут стать дополнительные социальные гарантии и компенсации для сотрудников.
Еще одна желательная мера – переход от страховых взносов в общую систему к взносам на конкретного работника.
И в Гайдаровском институте, и в Минтруда солидарны в том, что реформа досрочных пенсий должна коснуться также учителей и врачей: с переходом на «эффективный контракт» им необходимо увеличивать стаж выхода на пенсию. Но исследователи также предлагают распространить реформу и на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и тех, кто работает с перенапряжением (это, например, авиадиспетчеры). «Необходимо четко прописать в стратегии дорожную карту по изменению механизма досрочного выхода на пенсию для данных категорий через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии», — указывают авторы исследования.
На пенсии военнослужащим, работникам правоохранительных органов и судьям бюджет тратит около 0,7–0,8% ВВП. Для полицейских и диспетчеров авторы доклада предлагают альтернативу: при утрате трудоспособности они будут иметь право на досрочную пенсию, а при ее сохранении – на выходное пособие или переобучение за счет государства.
Таким гражданам при достижении стандартного пенсионного возраста должны обеспечиваться дополнительные выплаты, говорят в Институте Гайдара.
Изложенная в докладе позиция является компромиссом, выработанным вместе с Российским союзом предпринимателей и промышленников, сообщил «Газете.Ru» президент РСПП Александр Шохин. По его словам, позиция РСПП была более жесткой – не вводить повышенные тарифов до тех пор, пока не будет разработана технология аттестации рабочих мест и освобождения предприятий от дополнительных тарифов. В первую очередь это должно касаться тех сотрудников, кто впервые приходит на работу, говорит Шохин. По его словам, с введением доптарифов нагрузка на бизнес возрастает, а при нынешних нормах завершить переаттестацию рабочих мест невозможно и за пять лет. «Конкурентоспособность наших предприятий – здесь и химия, и добыча, и металлургия – в условиях ВТО падает.
Конкурировать с китайцами, у которых нет страховых и других взносов, с точки зрения стоимости рабочей силы очень, очень трудно. Мы можем спилить сук, на котором сидим», — считает Шохин.
Предложение реформировать пенсионное обеспечения для сотрудников правоохранительных органов неправильно, полагает юрист профсоюза сотрудников полиции Москвы Владимир Носков. «Хотят одновременно каким-то образом сохранить пенсии действующим сотрудникам и в то же время приравнять их к обычным гражданам», — говорит юрист. Он напомнил, что сейчас закон предусматривает выход на пенсию служащих в звании до подполковника полиции или внутренней службы по достижении 55 лет. «Эти нормы соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Ничего менять не надо. На полиции хотят в очередной раз сэкономить», — считает Носков. Он также указал, что в случае реформирования пенсионного обеспечения сотрудников полиции нужно менять систему и для служащих ФСБ и военнослужащих. Пенсии этим категориям назначаются в рамках одного закона, напомнил юрист.