Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию определила участников второго мультиплекса, это СТС и «Домашний» (входят в «СТС-медиа»), ТНТ и «НТВ + Спорт» (входят в «Газпром-медиа»), РЕН ТВ, Ю (бывший «Муз ТВ»), «ТВ-Центр», «Спорт 1» (входит в ВГТРК), «Звезда», «Мир».
Уже к 2015 году они смогут вещать на всей территории России, а первые передатчики начнут работать уже в конце 2013 года.
На 10 лотов претендовали 18 телеканалов. Для участия в конкурсе от них требовалась регистрация на территории России, круглосуточное вещание, а также 55% контента российского производства и присутствие на территории не менее пяти регионов страны.
Не удалось получить доступ ко второму мультиплексу телеканалам «Проф-медиа» (MTV, 2х2 и TB3), «Дождь», «Перец», О2ТВ и Russia Today, «Комсомольская правда» и «Мелодия».
Программа развития телерадиовещания в России до 2015 года предусматривает создание трех мультиплексов. Первый был сформирован в уже в 2009 году, в него вошли Первый канал, НТВ, четыре телеканала ВГТРК («Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Культура»), Пятый канал и детско-юношеский канал «Карусель».
В отличие от этого мультиплекса, который создавался за счет государственных средств, второй строится на деньги самих участников. Победителям конкурса необходимо заплатить единовременный взнос 37 млн в бюджет и заключить десятилетний договор на распространение сигнала с компанией РТРС. Стоимость контракта — 944 млн руб. в год. Пока мультиплекс будут строить, телекомпании обязаны будут выплачивать меньшую сумму — 300 млн рублей в 2013-м и 600 млн рублей в 2014 году.
Конкурс на третий мультиплекс должен быть проведен до конца 2013 года, рассказал представитель «Роскомнадзора» Владимир Пиков. Его состав будет определяться не по федеральному, а по региональному принципу. Сейчас Роскомнадзор определяет для него радиочастоты.
Те участники рынка, которые получили доступ ко второму мультиплексу, считают, что его результаты были ожидаемыми. «Из всех претендентов ТНТ самый крупный по зрительской аудитории и самый финансово состоятельный телеканал», — говорит гендиректор «ТНТ-Телесеть» Роман Петренко. «Включение канала «Спорт+» во второй федеральный мультиплекс — это хороший стимул для дальнейшего развития НТВ+ и очередное подтверждение того, что телекомпания находится на правильном пути», — говорит генеральный директор НТВ+ Алексей Куколевский. «Попадание в пакет цифрового телевидения — большой шаг вперед для нас, особенно если учесть, что канал «Муз-ТВ» недавно вернулся к своему чисто музыкальному формату, стартовав на новой платформе буквально 4 месяца назад», — радуется генеральный директор канала «Муз-ТВ» Андрей Димитров.
Те телеканалы, которые не вошли во второй мультиплекс, будут пробовать попасть в третий.
«Конечно, была очень жесткая конкурентная среда, потому что на 10 лотов претендовало 18 телеканалов. Среди них было очень много государственных телеканалов, которым не могли не дать места», — отмечает генеральный директор телеканала «Дождь» Наталья Синдеева.
Она также добавила, что в ходе споров комиссия очень положительно отзывалась о «Дожде» и, если будет проводиться третий мультиплекс, канал обязательно примет в нем участие. «Телеканалу «Дождь» иногда не хватало одного голоса. Были моменты, когда «Дождь» был очень близок к победе», — говорит представитель Роскомнадзора.
«Итоги конкурса доказали, что аудитории нужны контролируемые новости и развлекательные программы. Телекомпании «Мир» и «Звезда» оказались более конкурентоспособными за счет щедрого финансирования государства», — отмечает главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин.
Участие в третьем мультиплексе «Комсомольская правда» собирается рассматривать, если размер платы окажется доступным и канал сможет заработать.
«Второй мультиплекс нам был интересен, так как тогда бы мы попадали в первую двадцатку каналов и могли бы получить распространение на всей территории России, — говорит Сунгоркин. — Сейчас мы вещаем через «Триколор» и находимся на 92-м канале, но вывести канал в «любимый список» могут только технически продвинутые пользователи. Многим такие функции недоступны или непонятны. Дальше 25-го канала никто не щелкает»
Рекламодателей интересует охват аудитории, и в этом смысле программа цифровизации может представить новые возможности каналам, которые до сих пор не были представлены в эфире, считает генеральный директор группы «Алькасар» Петр Рыбак. «Вполне возможно, что в результате реализации программы перевода российского телевидения на цифру такие каналы совершат качественный скачок, а их рекламные доходы вырастут. Но надо понимать, что это произойдет не одномоментно, процесс будет растянут во времени не несколько лет, и многое будет зависеть от программной политики таких каналов, — говорит он.