Государственный комитет по имуществу (ГКИ) Белоруссии подготовил поправки в указ президента от 19 февраля 2008 года № 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора». Согласно документу, в акционерных обществах без госдоли могут появиться представители государства. По информации агентства «Бизнес-Новости», под действие указа попадают «акционерные общества, созданные в процессе преобразования арендных, коллективных, государственных, государственных унитарных предприятий, а также в процессе приватизации арендных предприятий, акции которых не принадлежат Республике Беларусь и местным исполнительным комитетам».
То есть указ не распространяется в прямом смысле слова лишь на единицы белорусских АО.
Предполагается, что до 1 апреля 2013 года совет министров и Национальный банк обеспечат приведение актов законодательства в соответствие с новым указом. Это делается «в целях защиты прав и свобод граждан Республики Беларусь, включая миноритарных акционеров», гласит проект документа. Под термином «миноритарный акционер» предлагается понимать физическое лицо, которому принадлежит менее 2% акций.
Представители государства будут назначаться облисполкомами и Мингорисполкомом. Расходы по оплате их труда предлагается осуществлять из средств соответствующих местных бюджетов. Уполномоченный не только будет иметь доступ ко всей бухгалтерии и прочей документации предприятия, но сможет оказывать влияние на решения исполнительных органов АО.
Впервые о такого рода госуполномоченных Александр Лукашенко заговорил на нашумевшем правительственном совещании 12 октября, на котором в Белоруссии была фактически национализирована кондитерская отрасль.
Тогда Лукашенко прямо перед телекамерами распорядился немедленно ликвидировать наблюдательные советы двух белорусских АО, работающих в сфере кондитерской промышленности, — ОАО «Коммунарка» и ОАО «Спартак» — и уволить их гендиректоров. А также восстановить госдолю в капиталах этих АО с миноритарной до контрольной.
«С завтрашнего дня оба наблюдательных совета — на ОАО «Коммунарка» и ОАО «Спартак» — ликвидировать. Мое решение однозначное, не глядя ни на каких инвесторов и инвестиционный климат», — заявил Лукашенко накануне совещания, посещая ОАО «Коммунарка».
На заседании белорусский президент пояснил свое решение: «Наблюдательные советы стали инструментом в руках одного дельца, и, думаю, не бесплатно… Система управления госсобственностью является результативной только в том случае, если акционерные общества решают общегосударственные задачи, а не замыкаются на узкокорпоративных интересах».
Прежде неким аналогом вводимых сейчас уполномоченных был механизм «золотой акции» — особого права государства на управление хозобществами, в том числе теми, в которых госдоля отсутствовала.
«Золотая акция» действовала в Белоруссии с 1997 года и была отменена — также указом президента — в марте 2008 года. Тогда в правительстве и администрации президента заявляли, что отмена института «золотой акции» будет способствовать созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Белоруссии, а также повышению рейтинга страны на международном уровне и защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг.
«Белоруссия стала страной зазеркалья. Здесь уже все возможно, — говорит белорусский экономист, глава Центра Мизеса и экс-кандидат в президенты Ярослав Романчук. — Наши власти отвергают англо-саксонское и римское право. У них есть право джунглей. Кто сильный, кто с оружием — тот прав».
По сути, деятельность уполномоченных будет контролироваться местными органами исполнительной власти, отмечают эксперты, прогнозируя, что это начало передела собственности.
«Раньше в Белоруссии было правило «золотой акции», теперь появляется «золотой акционер», — говорит глава гражданской компании «Наш дом» Ольга Карач. — Насколько он будет «золотой», то есть насколько глубоко ему будет дано право вмешиваться в дела предприятия, пока неясно, но понятно, что государство просто не может отказаться от контроля за бывшей своей собственностью. Попытки белорусского государства отдать госсобственность в частные руки сталкиваются с яростным сопротивлением чиновников на местах».
По мнению эксперта, функция «золотого акционера» — это функция «вето», а не функция управления.
«Золотой акционер» — это тот, кто будет постоянно мешать и пытаться блокировать работу, а это дополнительная база для коррупции. Владельцам таких предприятий придется банально «откупаться» от управляющих», — предрекает Карач.