Ситибанк проанализировал предновогодние траты населения России. Базой для исследования стали статистические данные о покупках, совершенных клиентами банка с использованием пластиковых карт с января 2007 года по ноябрь 2012 года. Были проанализированы покупки 500 тысяч клиентов, отобранных случайным образом. Выборка включала мужчин и женщин в возрасте от 22 лет с ежемесячным доходом не менее 9 тысяч рублей.
Декабрь остается самым затратным месяцем в году, сообщает Ситибанк в исследовании. Средний размер расходов на человека в декабре прогнозируется на уровне 21 тысячи рублей, в то время как декабре 2011 года расходы не превышали 17 тысяч рублей, а в 2010 году – 13 тысяч рублей. Таким образом, средний уровень расходов в декабре 2012 года на 8 тысяч рублей превысит показатель двухгодичной давности.
«Мы всегда отмечали, что именно в предновогодних покупках в полной мере проявляется исключительное отношение россиян к встрече Нового года», — говорит руководитель управления кредитных карт Ситибанка Юрий Топунов.
Главным новогодним трендом становятся онлайн-покупки: их общий объем в декабре вырастет на 56% к прошлому году, а средний размер покупки составит 4,5 тыс. рублей, что в пять раз больше, чем в докризисном 2007 году, и в три раза больше, чем на дне кризиса, в 2009 году.
При этом среднемесячный уровень трат у интернет-покупателей в среднем выше, чем у людей, которые не пользуются интернетом для покупок. Например, в 2012 году (с учетом декабрьского прогноза) среднемесячный уровень трат для интернет-покупателей составит почти 25 000 рублей, что примерно на пять тысяч рублей превышает этот показатель для людей, не совершающих покупки в сети.
При этом россияне предпочитают не бегать по магазинам с кошельком, а расплачиваться по карточке. Доля снятия под Новый год наличных с карточек снизится до рекордных значений за последние пять лет — более чем в 2,5 раза.
Предновогодние расходы женщин вырастут на 17% к прошлому году и составят 15 000 рублей, мужчины увеличат уровень трат только на 7%, но декабрьский размер расходов прогнозируется на уровне 27 000 рублей.
Декабрьские траты семейных людей почти на четыре тысячи рублей превысят уровень расходов граждан без семьи, отмечает Ситибанк. По уровню расходов в течение года и под Новый год, как всегда, впереди всех москвичи. Петербуржцы в этом году вышли на уровень трат москвичей прошлого года. Жители других городов-миллионников в 2012 году превысили номинальный уровень декабрьских расходов москвичей 2010 года.
В структуре расходов 11% занимают покупки в магазинах одежды, 9% — в супермаркетах и продуктовых магазинах, 6% — оплата авиабилетов и 5% — бронирование гостиниц.
Сезонный рост трат в категории «бытовая техника» составит 66%, «супермаркеты и продуктовые магазины» – 42%, «универмаги» — 30%, «все для дома» — 17% и «магазины одежды» — 11%. При этом увеличение объема трат в категории «авиабилеты» в декабре составит 14%. То есть свои путешествия россияне стали планировать преимущественно заранее и стараются приобретать билеты в октябре и ноябре. Новогодние привычки россиян изменяются медленно. Самые популярные категории в предыдущие годы – «алкогольные напитки» и «детские игрушки» — по-прежнему будут лидировать и в этом году, с прогнозируемым сезонным приростом в 159% и 108% соответственно.
Из новых трендов стоит выделить то, что владельцы карт станут больше тратить на программное обеспечение:
с восьмого места в 2011 году эта категория поднялась на четвертое место в 2012 году, с прогнозируемым приростом в 75%. Этот тренд еще укрепится с появлением российской версии iTunes. Также наблюдается рост трат в категории «музыкальные магазины»: с восемнадцатого места эта категория обещает подняться до восьмого, с приростом в декабре на 62%.
«Уровень потребления в этом декабре, вероятнее всего, достигнет докризисных показателей», — согласен Александр Дорофеев, руководитель отдела бизнес-оценки «Финэкспертиза». Самые прижимистые регионы в отношении предновогодних расходов — Тверская область, Мордовия, Хакасия, Алтай и Карачаево-Черкесия. Там предновогодний рост продаж составляет всего 15–17%, что в два раза ниже среднероссийских значений.
«В декабре 2011 года в ритейле (торговых точках) по картам Сбербанка было на 60% больше трат, чем в среднем по году. В текущем году мы превысим этот показатель», — прогнозируют в Сбербанке.
«Значительный рост объема покупок по картам наблюдается уже с ноября, – комментирует директор департамента стратегии и развития продуктов «ДжиИ Мани Банка» Джейсон Кинг. – Так, в прошлом году прирост составил более 30%. Примечательно, что при этом более чем на 10% увеличилась и средняя сумма одной покупки».
«Новогодние траты максимально возрастают в последнюю декаду декабря», — подтверждает Евгений Давыдович, заместитель председателя правления банка «Связной». «Население стало больше тратить, и это видно по возросшему количеству карточных транзакций. Покупательский бум уже начался», — резюмирует начальник управления пластиковых карт ВТБ24 Александр Бородкин, объясняя рост трат увеличением доходов населения.
По данным Росстата, средняя зарплата россиян в первом полугодии 2012 года выросла на 15,6%, до 28 232 рублей.