Росавиация может лишить права летать в Россию одного из крупнейших авиаперевозчиков Украины — частную компанию «Аэросвит». Компания «продолжает аккумулировать задолженность за предоставленное аэронавигационное и аэропортовое обслуживание», сообщили в ведомстве, это «может вызвать приостановку полетов ее воздушных судов в воздушном пространстве России».
Долг «Аэросвита» за аэронавигационное обслуживание превышает $1,2 млн. Еще 95 млн рублей авиакомпания должна Шереметьево за аэропортовое обслуживание.
20 ноября Росавиация уведомила «Аэросвит», что вводит ограничения на выполнение ее рейсов из-за долгов. «Ограничения для чартерных рейсов воздушных судов этой авиакомпании введены с 27 ноября», — сообщили в ведомстве. Из-за приближения новогодних каникул Росавиация решила продлить срок погашения задолженности и пролонгации аэронавигационного обслуживания регулярных рейсов «Аэросвита» до 10 декабря.
В Шереметьево подтвердили, что с 00.00 мск 10 декабря вынуждены будут приостановить обслуживание рейсов «Аэросвита» из-за неисполнения компанией взятых на себя обязательств по оплате счетов за аэропортовые услуги и услуги по наземному обслуживанию рейсов. «В ходе продолжительных переговоров с руководством «Аэросвита» Шереметьево так и не удалось добиться погашения имеющейся дебиторской задолженности со стороны авиаперевозчика», — добавили в аэропорте.
«Вызывает удивление позиция руководства авиакомпании «Аэросвит», которое до настоящего времени не попыталось урегулировать вопрос о погашении задолженности и не выходит на контакты с представителями российских предприятий», — отметили в ведомстве.
28 ноября один из пассажиров рейса «Аэросвита» Киев — Москва сообщил «Газете.Ru», что вылетает с опозданием: «Сотрудники аэропорта говорят, что Шереметьево отказывалось принимать рейс из-за долгов «Аэросвита». Пресс-служба украинского авиаперевозчика на запрос «Газеты.Ru» о причинах ситуации в течение недели не ответила. После сообщения Росавиации авиакомпания признала нарушения «в графике расчетов за услуги аэронавигации и обслуживания в ряде аэропортов», объяснив ситуацию «задержкой поступления средств на счета «Аэросвита» в сезон низкого спроса». В пресс-службе перевозчика уточнили, что «Аэросвит» поэтапно восстанавливает платежи в рамках графиков, согласованных с партнерами. «В частности, сегодня уже осуществлены очередные проплаты за предоставленные услуги», — говорится в сообщении компании.
«Аэросвит» входит в группу «Приват» Игоря Коломойского. Вместе с другими компаниями группы — «Днепроавиа» и Windrose — контролирует 60% внутренних пассажироперевозок Украины, обслуживает 80 международных маршрутов.
В Шереметьево компания летает из Киева, Днепропетровска, Одессы, Харькова, Донецка. На 5 декабря у перевозчика в расписании значатся 14 рейсов из этих городов в Москву. На 6 декабря — 16 рейсов. В географии полетов «Аэросвита» из российских городов также указаны Ростов-на-Дону и Петербург.
Перевозчик испытывает значительные финансовые сложности: минувшей осенью партнеры компании добивались арестов самолетов «Аэросвита» и грозили заблокировать полеты.
4 ноября компания не смогла выполнить вовремя рейс Тель-Авив — Киев, так как израильский суд арестовал Boeing 737-400 «Аэросвита» на основе претензий американской лизинговой компаний International Lease Finance Corporation (ILFC). В начале ноября аэропорт Донецка заявил о намерении прекратить с 13 ноября обслуживание рейса перевозчика в Тель-Авив, пояснив, что «исчерпал внутренние возможности кредитования авиакомпании «Аэросвит» и рассматривает вопрос о применении санкций при невыполнении условий договоров». Позднее вопрос был урегулирован. В ноябре же украинская пресса сообщила, что профсоюз-ассоциация летного состава гражданской авиации Украины обратилась к президенту Виктору Януковичу с требованием вмешаться в решение вопроса по выплате задолженности по зарплате сотрудниками компании «Аэросвит». Общая сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы составила почти 7 млн гривен. А 1 декабря был задержан рейс Стокгольм — Киев VV270 из-за долгов авиакомпании хендлинговой компании Menzies aviation.
Сейчас в компании говорят, что работают над повышением эффективности операционной деятельности и уже приступили к реализации программы снижения расходов, в рамках которой будут сокращены затраты на пассажирский, перронный хендлинг и другие услуги. Кроме того, «Аэросвит» перезаключает договоры с операторами услуг в ряде аэропортов, готовится передача на аутсорсинг наземного обслуживания пассажиров и самолетов компании в базовом Борисполе. Менеджмент «Аэросвита», как пояснили в компании, готовит план масштабной реструктуризации и вскоре представит его на рассмотрение акционерам компании.
13 ноября на пост гендиректора «Аэросвита» был назначен Юрий Емельянов, до этого занимавший должность руководителя компании «Аэрохендлинг».