Миноритарий «ТНК-ВР Холдинга» Андрей Прохоров отозвал свой иск против ВP Russian Investments Limited (акционер TNK-BP Limited) и BP p.l.c. (материнская компания по отношению к BP Russian Investments Limited). Об этом в понедельник заявил представитель истца, партнер юрфирмы «Линия права» Дмитрий Чепуренко. Причины отказа от иска юрист комментировать отказался.
В ВР «Газете.Ru» подтвердили, что иск был отозван. «Наша позиция в отношении претензий не изменилась: мы по-прежнему считаем иск абсурдным», — заявили в компании.
Прохоров подал иск к ВР после срыва сделки о стратегическом партнерстве ВР и «Роснефти» в Арктике. В январе 2011 года «Роснефть» и ВР договорились о совместной разработке российского арктического шельфа, а также об обмене 9,5% акций российской компании на 5% ВР. Но сделка сорвалась из-за вмешательства российских акционеров ТНК-ВР, консорциума AAR (Alfa Михаила Фридмана — владеет 25% ТНК-ВР, Access Леонарда Блаватника — 12,5%, Renova Виктора Вексельберга — 12,5%). По мнению российских бизнесменов, альянс BP и «Роснефти» нарушил акционерные соглашения ТНК-ВР: британская компания должна вести всю свою деятельность в России исключительно через ТНК-ВР. В мае 2011 года Стокгольмский арбитраж постановил: обмен акциями между BP и «Роснефтью» возможен, только если ТНК-BP войдет в арктический проект. После этого «Роснефть» расторгла сделку.
Прохоров указал в иске, что сделка сорвалась из-за того, что ВР заблокировала возможность участия ТНК-ВР в арктическом проекте и обмене акциями с «Роснефтью». По мнению акционера, это повлекло убытки для «ТНК-ВР Холдинга».
Ущерб он оценил в 409,284 млрд рублей (около $12 млрд) – такова была первоначальная сумма иска. В начале июля истец снизил сумму требований до 288 млрд рублей, объяснив это падением цен на нефть и снижением биржевых индексов.
ВР с самого начала говорила, что никаких убытков «ТНК-ВР Холдинг» не понес и не мог понести. Британские акционеры сочли претензии инструментом корпоративного шантажа: адвокат ВР Константин Лукоянов заявлял, что они не имеют никакого отношения к интересам миноритарных акционеров.
В июле арбитражный суд Тюменской области частично удовлетворил требования Прохорова. По решению суда ответчики должны были выплатить по иску 100,4 млрд рублей. ВР решение оспорила.
«На позицию Прохорова повлияли планируемые сделки по продаже 100% ТНК-ВР», — уверен партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Он напомнил, что недавно ВР и AAR, владеющие по 50% ТНК-ВР, договорились об урегулировании всех взаимных претензий. «Было бы странно, если бы осталась какая-то неудовлетворенная сторона», — говорит юрист.
Покупателем долей AAR и ВР в ТНК-ВР выступит «Роснефть», за каждый из пакетов госкомпания заплатит $28 млрд.
В ноябре ВР и AAR сообщили, что они договорились о комплексном урегулировании всех существующих разногласий, в том числе судебных исков, ранее поданных сторонами друг против друга.
AAR подавал против ВР иск, связанный с претензиями по альянсу с «Роснефтью». В ответ ВР подала в Стокгольмский арбитраж иск против Renova: британцы сочли нарушением акционерного соглашения тот факт, что компания Вексельберга приобрела два актива («Газэкс» и ТЗК «Кольцово») напрямую, а не через ТНК-ВР. По неофициальным данным, урегулирование претензий обошлось ВР в $325 млн, выплаченных консорциуму AAR.
Аналитик RMG Securities Михаил Лощинин также считает, что отказ Прохорова от претензий связан с продажей ТНК-ВР, но при этом отмечает, что
в итоге пострадавшей окажется «Роснефть», как новый владелец этого актива.
«Согласно иску, средства, истребованные миноритарием, должен был получить сам «ТНК-ВР Холдинг» как сторона, понесшая убытки, — поясняет эксперт. – С переходом ТНК-ВР под контроль «Роснефти» средства фактически получила бы госкомпания. Теперь этого не произойдет».