Рабочей группе по развитию Московского авиационного узла (МАУ) во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым не удалось проработать концепцию развития аэропортов в запланированные сроки. Президент Владимир Путин в июле поддержал предложение советника Игоря Левитина о создании инфраструктурной госкомпании, которая консолидирует федеральное имущество МАУ. К середине ноября привлеченный консультант должен был предложить оптимальный способ консолидации аэропортовой инфраструктуры в единой компании. Но эта работа до сих пор не выполнена.
Проблемным оказалось само согласование технического задания для консультанта. В одном из последних вариантов, с которым ознакомилась «Газета.Ru», создание инфраструктурной компании выведено из основных целей работы.
Теперь главная задача консультанта — разработка модели развития МАУ. Привлеченные эксперты должны уточнить прогнозы перевозок в московской зоне до 2030 года и оценить возможности аэропортов Москвы на глобальном рынке, а также перспективы каждого из аэропортов в отдельности с точки зрения конкурентных преимуществ в трансфере как на международных, так и на внутренних линиях. Консультанту предстоит оценить и целесообразность выделения базового аэропорта и/или специализации каждого аэропорта в определенных сегментах.
Вопросы управления федеральной собственностью в техзадании прописаны значительно осторожней, чем в предыдущих версиях документа. Консультант должен обобщить мировой опыт развития аэродромной инфраструктуры, включая механизмы привлечения инвестиций. Одна из целей этой работы — разработка оптимальных механизмов управления аэропортовыми активами и аэродромной инфраструктурой, которые находятся в госсобственности. От экспертов ждут предложений по наиболее эффективным вариантам управления, которые позволят привлекать внебюджетные инвестиции.
Государство владеет акциями международного аэропорта Шереметьево (83,04%), аэропорта Внуково (74,74%) и международного аэропорта Внуково (25% +1 акция). В федеральной собственности находится и вся аэродромная инфраструктура: аэродромы Внуково и Шереметьево закреплены за ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» (АГА), Домодедово — за «Администрацией аэропорта Домодедово».
Возможность консолидации госимущества в МАУ на базе отдельной компании теперь лишь один из подпунктов, которые должен проработать консультант. Ранее предполагалось, что создание такой компании эксперты проработают всесторонне.
Государство не может обязать частных операторов аэропортов вкладываться в реконструкцию государственного аэродромного имущества и тем более создавать для государства новую аэродромную инфраструктуру. Приватизация аэродромов не вызывает интереса у операторов аэропорта. Но через консолидацию госактивов — акций в аэропортах и дорогого аэродромного имущества (через внесение в уставный капитал единой компании) — предполагалось увеличить инвестиционную привлекательность всего авиаузла. («Газета.Ru» рассказывала о юридических сложностях процесса создания единой компании и предварительной финансово-экономической экспертизе проекта).
Но глава рабочей группы Шувалов в конце сентября высказался против идеи консолидации. «Если вы спросите мое личное мнение, то я в этом перспективы никакой не вижу», — сказал Шувалов агентству «Прайм».
«Мы будем работать. Единственное, что проблема заключается в том, что мы не понимаем, как эти три аэропорта сложить, поскольку там частный менеджмент, — пояснил тогда вице-премьер. — У нас есть актив, который принадлежит во Внуково российскому государству, у нас есть полный контроль в Шереметьево, и у нас нет никакого контроля, никакого участия в Домодедово».
Согласно нынешнему варианту техзадания, консультант должен рассмотреть вариант консолидации активов аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево — и государственных, и частных.
Схему объединения трех аэропортов инвесткомпания «Тройка Диалог» по заказу правительства просчитывала еще в 2010 году. Тогда консультанты оценили бизнес Домодедово в $4,1—5,1 млрд, аэропорт Шереметьево в $1,6—2,4 млрд, Внуково в $500—700 млн. Но за $5 млрд продать Домодедово его владельцам не удалось. В рамках переговоров о продаже актива, которые велись в первой половине 2012 года, покупатели оценивали аэропорт лишь в $3 млрд. Но в случае консолидации активов с оценками «Тройки Диалог» государство не получило бы в компании контрольный пакет. Сейчас оценивать стоимость Домодедово, Внуково и Шереметьево эксперты не рискуют.
Наконец, рабочая группа предлагает консультанту провести анализ наземной транспортной инфраструктуры московской зоны и оценить пропускную способность системы организации воздушного движения.
Как писала «Газета.Ru», профильный ГосНИИ «Аэронавигация» оценивал перспективные способности московской воздушной зоны скептически: максимальные возможности по пропуску — около 920 тысяч операций взлет/посадка, или 90 млн пассажиров в год. Это на 60 млн пассажиров меньше, чем предусматривалось планами по наземной инфраструктуре Домодедово, Шереметьево и Внуково до 2025 года. Главное препятствие — «беспрецедентное количество ведомственных ограничений», существующих в авиаузле. Консультант, которого привлекает правительство, должен разработать предложения по оптимизации количества воздушных зон и продумать варианты повышения пропускной способности.
Предполагается, что предварительная работа над моделью развития Московского авиаузла должна быть завершена к середине марта 2013 года. Полную модель инвестиционного развития аэропортовой инфраструктуры МАУ консультант должен представить до 1 июля 2013 года.
Представитель Шувалова вечером в среду был недоступен для комментариев.