В четверг о финансовых результатах по итогам третьего квартала 2012 года отчитались сотовые операторы Vimpelcom (в России работает под брендом «Билайн») и «Мобильные телесистемы» (МТС).
За квартал чистая прибыль Vimpelcom по US GAAP выросла почти в 3 раза, с $189 млн до $538 млн. МТС отчитались о росте прибыли на 74% до $630 млн. Показатели обоих операторов оказались выше прогнозов аналитиков, которые ожидали роста у Vimpelcom до $511,6 млн, а у МТС до $514 млн.
Но выручка операторов снижается. Операционные доходы Vimpelcom снизились на 6%, до $5,7 млрд. EBITDA (прибыль до вычета налогов, амортизации и процентов по кредитам) компании сократились на 2%, до $2,5 млрд, маржа EBITDA составила 44%.
В Vimpelcom объясняют снижение выручки и EBITDA негативным влиянием курсовых разниц. Второй показатель падал из-за снижения тарифов на терминацию вызовов (MTR) в Италии с 1 июля 2012 года, а также перехода к комплексным тарифным планам на Украине.
На рынках Европы и Северной Америки компания отмечает наибольшее снижение операционной выручки — на 16%, до $1,7 млрд.
Консолидированная выручка МТС упала на 4,4%, до $3,13 млрд. Скорректированный показатель OIBDA (операционная прибыль до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов) в годовом исчислении понизился на 4,2%, до $1,4 млрд. Маржа OIBDA составила 44%.
«Несмотря на значительное ослабление курса рубля по отношению к доллару и прекращение операционной деятельности МТС в Узбекистане, выручка осталась стабильной в третьем квартале 2012 года в квартальном исчислении благодаря позитивным сезонным факторам и росту потребления голосовых услуг и сервисов по передаче данных на основных рынках присутствия», — пояснил глава МТС Андрей Дубовсков. — Мы по-прежнему наблюдаем увеличение абонентской базы на фоне умеренной конкуренции на рынках присутствия МТС».
В России по итогам третьего квартала 2012 года показатель ARPU увеличился в годовом исчислении на 9%, до 313 рублей, показатель MOU вырос на 14%, до 311 минут. При этом уровень оттока абонентов в годовом исчислении сократился на 1,6%, до 10,3%. У Vimpelcom средняя выручка в расчете на одного абонента (ARPU) выросла по итогам квартала на 5%, до 352 рублей, а среднее количество использованных минут на одного абонента (MOU) — на 12%, до 282 минут.
Аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов называет показатели операторов нормальными. «Выручка растет ожидаемыми темпами, маржа не падает. Выручка от голосовых услуг стагнирует на фоне роста выручки от передачи данных», — говорит он.
«В этом квартале мобильная передача данных стала основным драйвером роста операторов, — говорит аналитик iKS Consulting Максим Савватин. — Даже Vimpelcom демонстрирует высокие темпы роста в этом сегменте, несмотря на то что отстает по развитию инфраструктуры от своих конкурентов».
«Компании прекратили гонку за подключениями и научились получать доход, не раздувая базу», — добавляет эксперт. Операторы внедряют такие быстрорастущие услуги, как контентные сервисы, мобильная коммерция и M2M (обмен данными между машинами).
На прошлой неделе о квартальных результатах отчитывался и «Мегафон». Выручка оператора по России увеличилась на 12,3%, до 70,6 млрд рублей. Средний счет за месяц вырос на 3,7%, до 333 рублей, количество минут на абонента — на 4,2%, до 301 минуты.
«Показатели выручки и EBITDA находятся в тренде. За ними инвесторы сейчас следят даже больше, чем за притоком абонентов», — говорит Савватин.
Чистая прибыль оказывается лучше ожиданий рынка, добавляет Сергей Либин из Raiffeisenbank: «Но у Vimpelcom рост показателя связан с более низкой налоговой ставкой. А у МТС это происходит за счет операционных факторов, таких как снижение издержек, что считается более эффективным в долгосрочной перспективе».
В следующем квартале Савватин не ожидает активного притока абонентов к операторам «большой тройки». «Выручка год к году останется на прежнем уровне, и продолжится рост количества новых услуг, которые не приносят большого дохода, но растут стремительными темпами», — заключает он.
«Операторы не будут гнаться за абонентами, а будут концентрироваться на улучшении качества услуг», — согласен Либин.
Он добавил, что снижение капитальных затрат операторов «большой тройки» пока сложно назвать трендом. «В случае «Мегафона» снижение показателя закономерно, а вот у Vimpelcom выглядит странно, так как они говорили, что хотят развивать сеть», — отмечает он. «Капитальные затраты Vimpelcom слишком низки с учетом отставания от конкурентов по покрытию и емкости сетей 3G», — добавляет Семенов.
Капзатраты «Мегафона» снизились на 60,3%, до 6,3 млрд рублей. Компания завершила период крупных инвестиций последних лет, ранее объясняли аналитики. Vimpelcom в среду сообщил о сокращении затрат на 31%, до $829 млн. А МТС, наоборот, повысили прогноз по этому показателю с 20—22% от выручки до 23—24% (сейчас показатель составляет $1,8 млрд, или 19,6% от выручки).
«Пересмотр прогноза вызван изменением курса валют и его влиянием на наши расходы на закупку и обслуживание оборудования и не связан со значительными изменениями инвестиционных планов компании, — объяснил вице-президент МТС по финансам и инвестициям Алексей Корня. — Мы инвестируем в дальнейшее расширение сетей 3G и подготовку к масштабному развертыванию сетей 4G, в том числе в поиск новых сайтов, подключение базовых станций к оптоволокну, а также в развитие нашего проекта GPON в Москве» .