«Газпром» и германская BASF раскрыли подробности обмена активами. В среду главы компаний Алексей Миллер и Курт Бок подписали юридически обязывающее соглашение, согласно которому российская монополия получит 100% в сбытовых структурах BASF (Wingas, WIEH, WIEE). Сейчас «Газпрому» принадлежит по 50% в WIEH и WIEE, в Wingas — 50% минус одна акция. Все три компании занимаются поставками российского газа в европейские страны, в том числе в Германию, Бельгию, Францию, Великобританию, Голландию, Австрию, Чехию, Данию и страны Юго-Восточной Европы. Кроме того, «Газпром» получит компанию Astora, владеющую подземными газохранилищами в Хайдахе, Йедуме и Редене общим объемом около 7 млрд кубометров газа.
Также «Газпрому» достанется 50% в компании Wintershall Noordzee B.V., которая ведет добычу углеводородов в голландской, британской и датской частях Северного моря.
BASF, в свою очередь, получит по 25% плюс одна акция в участках 4А и 5А ачимовских отложений Уренгойского месторождения с опционом на увеличение доли до 50%. Запасы участков составляют 247 млрд кубометров газа и 74 млн тонн конденсата. Общие запасы ачимовских залежей оцениваются в 1 трлн кубометров газа и 200 млн тонн конденсата.
Принципиальное соглашение об обмене активами было достигнуто в марте 2011 года. Тогда сообщалось, что «дочка» BASF Wintershall войдет в проект разработки Уренгойского месторождения, а «Газпром» получит долю в проектах BASF в Северном море. «Газпром» заявлял, что обмен будет эквивалентным.
BASF уже работает Wintershall с «Газпромом» на ачимовских отложениях. «Дочке» германской компании Wintershall принадлежит 50% в СП «Ачимгаз», которое в 2008 году ввело в эксплуатацию участок 1А Уренгойского месторождения (плановый уровень добычи на участке — 7,5 млрд кубометров в год). Сделку планируется завершить до конца следующего года, причем на финансовом уровне она будет закрыта задним числом — на 1 апреля 2013 года.
«Увеличивая долю в предприятиях по торговле и хранению газа, мы продолжим нашу успешную деятельность по обеспечению надежных поставок газа в Европу», — заявил Алексей Миллер.
«Активы, предоставленные сторонами, выглядят примерно соответствующими друг другу по стоимости, — комментирует аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. — Однако Уренгойское месторождение считается весьма перспективным участком, в то время как сбытовые структуры BASF могут оказаться низкорентабельными».
«Дистрибуция газа в Европе становится все менее прибыльной. Это связано со сложной ситуацией на европейских рынках, в частности, с развитием спотовой торговли,
— говорит Вячеслав Мищенко из агентства Argus. — С другой стороны, расширение присутствия на европейских рынках и получение более широкого доступа к конечному потребителю — часть долгосрочной стратегии «Газпрома».
Но увеличение доли в европейских сбытовых структурах может осложнить ситуацию для «Газпрома». Европейские регулирующие органы и без того обвиняют российскую компанию в нарушении конкуренции, Еврокомиссия даже возбудила в отношении «Газпрома» антимонопольное дело.
«В последнее время «Газпром» постоянно демонстративно заявляет, что может переориентировать свою основную деятельность на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, — напоминает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — Это связано как раз с давлением Еврокомиссии. Однако на деле компания продолжает расширять свое присутствие в Европе».
Такая политика в итоге может негативно сказаться на деятельности «Газпрома»: общий ущерб от постоянного противостояния с европейскими регулирующими органами может значительно превысить прибыль от расширения доступа к конечному потребителю,
предупреждает эксперт. «При этом рынки АТР осваиваются без участия «Газпрома», — отмечает он.