Минфин предлагает изменить систему оценки платежеспособности и формирования резервов страховых компаний. Для расчета этих показателей нужно принимать во внимание не только виды страхования и принимаемые риски, но и длительность работы страховщика. Для тех, у кого накопился стабильный портфель и кто работает много лет, возможно смягчение норматива платежеспособности, свидетельствует проект стратегии развития страхового рынка до 2020 года.
Сейчас страховщики создают несколько видов обязательных резервов (речь не идет о страховании жизни), в том числе на случай катастроф, неисполнения обязательств по договорам, убытков и т. п. Минфин предлагает освободить компании от стабилизационных резервов и ввести резерв неистекшего риска. Последний создается на случай компенсации недостатка средств при занижении тарифов и сейчас не обязателен. Кроме того, требования по созданию резервов должны учитывать специфику различных видов страхования. Речь идет, к примеру, о сезонности наступления страховых случаев.
В Минфине полагают, что достаточность резервов страховщиков должна проверяться на адекватность — регулятор может корректировать методы расчета или тарифы компаний.
В период кризиса 2008—2009 годов, говорят в Минфине, страховщики изымали средства для выплат не из резервов по ранее заключенным договорам, а из вновь поступающих премий. Это негативно сказывалось на устойчивости компаний из-за риска недостаточности резервов по вновь заключаемым договорам. Ситуация после кризиса изменилась мало, говорится в альтернативной стратегии развития страхового рынка, подготовленной Oliver Wyman для Всероссийского союза страховщиков. После кризиса российских страховщиков спасал значительный рост поступлений от премий. При этом интересы руководителей компаний и акционеров расходятся: «В то время как профессиональные руководители страховых компаний боролись за практику стабильного формирования страховых резервов, акционеры продолжали ставить задачи по росту премий и генерации потоков наличности».
Введение резерва неистекшего риска выглядит логичным на фоне предложений относительно тарифного регулирования. Минфин предлагает устанавливать коридор тарифов для страхования: минимальные и максимальные значения должно определять правительство. Впоследствии эту работу предлагается отдать самим страховщикам.
Сейчас потребители вынуждены оплачивать административные и управленческие расходы страховщиков, а также премии посредникам. По оценке Oliver Wyman, для каско размер страховой премии в 4 раза выше, чем в Германии. Выровнять ситуацию планируется с помощью диверсификации страховых продуктов, усиления надзора, налоговых стимулов, расширения каналов продаж.
Впрочем, Минфин пока говорит о возможной оценке введения электронного страхового полиса только для ОСАГО, а не для всех видов розничного кредитования.
Устойчивость страховых компаний, как предполагает Минфин, должна повыситься не только вследствие увеличения норматива по уставному капиталу (в 4 раза с 2012 года) и повышения качества резервов. Ведомство предлагает создать систему наказаний, которая бы предусматривала предупредительные меры. Проблемных страховщиков регулятор должен напрямую штрафовать или дисквалифицировать, считают авторы стратегии. В то же время наказание не должно сказываться на исполнении обязательств страховщиками: Минфин хочет учитывать специфику работы компаний.
По расчетам ведомства, реформирование страховой отрасли позволит увеличить долю добровольных видов страхования и уменьшить обязательных, но в этом сегменте могут появиться новые направления страхования для отдельных видов предпринимательства. За счет обязательного страхования отрасль и развивается последние несколько лет, констатирует Минфин. Кроме того, она характеризуется большой степенью консолидации: в 2011 году 61,25% объема страховых услуг приходилось всего на 9 компаний.
Авторы документа оценивают объем страховой премии в 2001 году в 663,7 млрд рублей. В 2014 году он увеличится на 55%, в 2014—2017-м — на 95% и в 2017—2020 годах — на 82% соответственно. Объем страховых выплат — 303,1 млрд рублей в 2011 году — должен вырасти к 2014 году на 64%, через 3 года — на 99%, еще через четыре — на 86%, если положения предложенной стратегии будут соблюдаться.
«Если будет послабление в части маржи платежеспособности, мы сможем увеличивать объемы привлекаемых страховых премий, не увеличивая капитала. Хуже никому не станет: для всего рынка большинство правил сохраняются, а для крупных будет небольшое послабление», — говорит первый заместитель гендиректора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров.
Но рост за счет обязательных видов страхования — это не негативная тенденция, уверен топ-менеджер: «По мере развития обязательного страхования ситуация будет меняться. В долгосрочной перспективе будет свободный тариф, который создаст на рынке условия, которые ничем не будут отличаться от добровольного страхования».
Развитие обязательного страхования приводит в большему проникновению добровольного страхования, считает Маркаров.
Илья Соломатин, вице-президент «Ингосстраха», также не ждет «серьезной перекройки рынка». «Установление минимальных и максимальных тарифов, то есть создание так называемого тарифного коридора, будет трудно реализовать, так как не во всех видах страхования это возможно. А длительность работы страховщика — не самый важный показатель. Есть немало компаний, которые успешны, но недавно вышли на рынок», — критичен он.
Участники страхового рынка ранее предложили свой вариант стратегии, были наняты западные консультанты, напомнил Соломатин. «Мы надеемся, что наши предложения учтут и от двух вариантов стратегии будет синергетический эффект», — заключил топ-менеджер.