— Как вы можете охарактеризовать инвестиционный климат в российском ресторанном бизнесе? Есть разница с другими региональными рынками?
— Я не буду говорить за других, но для нас Россия — очень привлекательный рынок для развития. Преимущественно благодаря сильной экономике и высокой доле проникновения. Мы пришли в Россию только два года назад, но уже почувствовали потенциал роста.
— Почему в компании не решались долго выходить на российский рынок? McDonald's, например, пришел еще в начале 1990-х.
— Ранее мы концентрировались на развитии бизнеса в Западной Европе. Но в 2008-м мы серьезно задумались о выходе на российский рынок. Для этого мы начали активно изучать потребительские предпочтения и экономический климат России. Самой трудной задачей для нас было найти подходящих партнеров.
— Последнее время многие американские компании, работающие в сфере фастфуда (Chilli's или Wendy's), начали активную экспансию на российский рынок? С чем это связано? Что поменялось?
— Мне кажется, на рынке появилось больше компаний, готовых развивать иностранные бренды. Мы, к примеру, начали работать с Александром Колобовым (владелец сети «Шоколадница») в 2010 году и «ВТБ Капиталом» в 2012 году. Инвесторы помогли нам сориентироваться на рынке и выбрать время запуска первого ресторана.
Похожий пример был в Турции. Несмотря на то что мы долгое время не решались на экспансию на рынок, впоследствии мы увидели активный рост нашего бизнеса.
— Какая сейчас доля Burger King на российском рынке?
— Когда мы только пришли на рынок, доля была 0%. Сейчас открыто 70 ресторанов в России, в то время как в мире — более 12 тысяч.
— Помимо «Шоколадницы» планируете ли вы привлекать новых партнеров для открытия ресторанов?
— Burger King работает с надежными партнерами и поставщиками, например, с такими как Pepsi. В июне мы подписали соглашение с «Бургер Рус», Burger King Worldwide и «ВТБ Капитал» о развитии наших ресторанов под франшизой. Они имеют эксклюзивные права на открытие как новых объектов, так и заключение контрактов на их открытие с другими компаниями.
Также мы налаживаем партнерские отношения с Ginza Project. Сейчас она владеют тремя ресторанами под брендом Burger King.
— «ВТБ Капитал» ранее инвестировал в Burger King $100 млн. Каким образом вы распределили эти инвестиции? Помимо госбанка есть еще потенциальные инвесторы?
— Мы никогда не раскрывали размер инвестиций «ВТБ Капитала», но все инвестиции были распределены в основном на развитие бренда, открытие новых ресторанов, увеличение поставщиков и усовершенствование меню.
— Сколько в среднем Burger King тратит на открытие ресторана?
— По-разному, все зависит от месторасположения. Например, мы сейчас строим полноценный ресторан за МКАД. По нашим подсчетам, на открытие полноценного ресторана уходит в среднем $10—15 млн.
— Вы сталкивались с административными барьерами при ведении бизнеса в России?
— Правила ведения бизнеса для иностранцев почти везде жесткие.
Могу сказать, что в США законодательство во многом даже строже, чем в России. Но мы всегда обязаны выполнять все правила.
В большинстве случаев нам помогают партнеры, которые объясняют нам местные порядки и способствуют агрессивному развитию.