— Какие ожидания по росту оборотов по итогам 2012 года? Темпы первого полугодия сохраняться?
— Рост будет большим, так как рынок развивается очень быстро.
— Средняя стоимость товара в России, который продается через интернет, меняется?
— Средний заказ очень зависит от бизнеса. Если это Ozon.ru, то в среднем около 2 тысяч рублей. Если это Ozon Travel, естественно, это существенно больше — в 5—6 раз. Если брать Sapato и одежду-обувь в общем — то показатель больше Ozon.ru в 2—3 раза.
— Интернет-покупки — для жителей мегаполисов или спрос смещается в сторону небольших городов?
— Мы видим на рынке очень много новых покупателей, потому что все больше и больше людей получают доступ к интернету. Соответственно, множество людей делают первую онлайн-покупку. Начиная с четвертого квартала 2011 года больше половины продаж Ozon.ru приходит из регионов, а не из Москвы и Санкт-Петербурга. И доля городов-немиллионников внутри регионов тоже растет.
Сейчас основной рост приходится именно на малые города, которые до сих пор не имели доступа к интернету.
— Продолжит ли холдинг стратегию укрупнения бизнеса путем новых поглощений после покупки Sapato?
— Мы рассматриваем все возможности, которые есть на рынке. Но пока не нашли компанию, которую нам было бы интересно приобрести. Смотрим, может быть, сегодня что-нибудь увидим.
— А скидочный сервис, может быть, KupiVip?
— Пока мы не нашли ничего, что показалось бы интересным для холдинга. Поэтому нет.
— Как бы вы оценили перспективы электронной коммерции в России? Каковы основные драйверы этого рынка?
— По оценкам РАЭК, это 30% роста. Мне кажется, что оценка достоверна, хотя у нас есть некое разногласие по поводу объемов рынка. В первую очередь основным драйвером роста является более активное использование интернета, особенно в регионах. Есть целое поколение людей, которое узнало про интернет в последние три года. Это также инвестиции в инфраструктуру — не только в логистику, но и в банковский сектор. Онлайн-банкинг помогает делать покупки намного удобнее.
— Индустрию больше ничего не тормозит?
— Тормозит то же самое. Проникновение интернета все еще недостаточно, а инфраструктура неразвита. Эти моменты являются одновременно и драйверами, и тормозами.
— Эксперты отмечают, что рынок онлайн-ритейла близок к стадии зрелости, согласны ли вы с этим?
— Если они имеют в виду, что рынок расти больше не будет, я с этим не согласна. И если они говорят о наличие всех игроков на рынке и что новые игроки не появятся — я тоже не согласна. С точки зрения конкурентной составляющей рынок далеко не сформирован. Я считаю, что рынок должен продолжить расти и довольно быстрыми темпами. Непонятен именно темп, потому что он зависит от внешних факторов — доступа к
интернету и логистике.
— Улучшается ли доставка товаров на территории России? Не планируете ли вы приобрести оператора доставки товаров?
— У нас есть собственная система доставки «ОКурьер», которая доставляет товары по всей России. И мы намерены развивать эту компанию. Это ключевой элемент развития онлайн-торговли.
— Наблюдаете ли вы улучшения в деятельности «Почты России»?
— Я думаю, «Почта России» сильно старается. Думаю, закон о «Почтовой связи», который сейчас готовится, означает, что и государство хочет что-то делать. Для нас «Почта России» — это ключевой партнер, через нее проходит 10% заказов. У них есть абсолютное преимущество — это 45 тысяч пунктов выдачи. И, я думаю, это абсолютно невозможно заменить.
— Возможен ли ребрендинг гипермаркета Ozon для привлечения новых пользователей, конкуренции с пришедшим в Россию eBay?
— Мы постоянно думаем о том, нужно ли нам это делать. Около года назад мы поменяли дизайн. Могу ли я сказать, что текущее брендирование абсолютно четкое и останется на ближайшие 20 лет, — нет. Поэтому делать изменения мы будем.
— Ваш зарубежный конкурент Amazon диверсифицирует услуги создавая планшеты, читалки, сервисы. Видите ли вы себя в качестве производителя гаджетов, платформ для чтения, видеосервисов?
— Мы оцениваем разные возможности. Но нужно понимать, что, когда мы сравниваем Amazon и Ozon, понятно, что размер компаний различается. Думаю, что, когда Amazon начал выпускать планшеты, количество интернет-пользователей в США было более 80%, а обороты Amazon были в несколько миллиардов долларов. Это требует достаточно больших инвестиций. Мы смотрим на различные возможности диверсификации бизнеса, но сейчас нашим главным приоритетом является развитие ключевых бизнесов, который в основном представляет из себя продажу физических товаров, а также билетов и гостиниц.
— Оцените перспективы конкуренции с eBay. Не опасаетесь ли вы снижения количества пользователей в пользу международной площадки?
— Вопрос не совсем в том, кто с кем конкурирует. Вопрос в том, как мы можем развивать этот рынок намного быстрее. Сейчас необходимо воспитывать покупателей, показать, что значит делать онлайн-покупки. С этой точки зрения приход eBay будет только на пользу.
— Но покупатели давно хотели получать товары напрямую от продавцов…
— Через eBay продается много не новых товаров. И это не всех устраивает. Когда вы хотите купить подарок, обычно вы хотите купить новую вещь. С другой стороны, чтобы система развивалась в России, необходимо, чтобы здесь было достаточно продавцов. Ozon чуть более шести месяцев занимается площадкой, развивая merchant, и мы видим по своему опыту, что качественных продавцов недостаточно. Возникает вопрос доверия и качества. Интернет-магазины понятны, надежны, они исторически здесь развиваются. Это немного другой уровень гарантий. Если вы получаете не то, что хотите, вы знаете, куда обращаться. а через eBay это будет намного сложнее.
— Какими законами регулируется деятельность Ozon? Подпадаете ли вы под закон о защите прав потребителей?
— Мы работаем под законом о защите прав потребителей — это знак качества магазинов. Но с развитием нового бизнеса действительно возникают вопросы.
Изначально закон просто не предусматривал интернет-торговлю. Поэтому сейчас возникает много вопросов по поводу персональных данных — как их обрабатывать и хранить.
Есть много вопросов и по закону о почтовой связи, над которым сейчас работает государство. Рынок становится более зрелым, и пришло время всем собраться и обсудить, как законодательство может защитить потребителей и помочь бизнесу развиваться.
— Видите ли вы Ozon в качестве публичной компании в ближайшей перспективе?
— Мы сейчас сфокусированы на ключевом бизнесе. Говорить о том, что мы никогда об этом не думали, было бы неправильно, но и говорить о том, что мы приняли решение нельзя. На сегодняшний день для нас это один из вопросов, но далеко не главный приоритет.
— Это связано с неудачными размещениями зарубежных интернет-компаний?
— Это личное решение компании. Цель просто стать публичной неправильная, нужно, чтобы это было полезно.
— Не планируется ли создание собственной платежной системы в рамках укрупнения холдинга? Как вы видите оптимизацию платежей для жителей отдаленных регионов?
— Системы платежей в России сложные. Их много, они не очень унифицированы, они стоят очень много денег. Это другая деятельность. Сейчас мы стараемся развивать собственный бизнес. Когда занимаешься многими вещами, хороших показателей не добиться.
— Каковы первостепенные задачи по развитию ключевых бизнесов?
— У нас 4 ключевых бизнеса — три b-2-с и один b-2-b. Ozon.ru, Ozon Travel, Sapato и «Окурьер». У «Окурьер» есть огромная работа по развитию сети доставки по всей России: сейчас у нас 2000 пунктов выдачи, которые нужно увеличить до 4000 в ближайшие 2—3 года. У Ozon Travel это продажа гостиниц. Мы очень много ресурсов потратили на это и намерены быть ключевым игроком не только в продаже билетов, но и в продаже гостиниц. Sapato очень молодая компания, ей полтора года, и необходимо усилить существующую базу. В Ozon.ru мы хотим развивать ассортимент. Предстоит много работы по digital.
.
— Ведутся ли уже переговоры с гостиничными операторами?
— Недавно мы начали работать с Expedia в качестве одного из партнеров. Мы продолжаем работать и с другими агрегаторами, чтобы иметь возможность предоставить широкий ассортимент гостиниц.
— А Booking.com? Собираетесь с ними работать?
— Пока не работаем. В этом мире все возможно, но конкретных планов пока нет.
— Что предполагает работа с «цифрой»?
— Первая задача — создание экосистем для покупки и чтения контента. Это трудоемкая работа, так как все это нужно создавать. Вторая задача касается авторских прав: если нет права на контент, Ozon его не продает. И сейчас издательства много работают над этим, так как далеко не все книги находятся в электронном формате.
— Вы предпочитаете интернет-шопинг или ходить по магазинам?
— Я очень много покупаю в интернете. Но не все. Понятно, что если закончилось масло, вряд ли вы будете ждать, пока вам его доставят. Я не думаю, что офлайн-ритейлеры исчезнут. Это напоминает истории, когда люди говорили, что при появлении телевизора радио перестанет существовать. Но это просто другой канал.
Думаю, что с онлайн- и офлайн-магазинами будет то же самое — сегментация. Если вам нужен товар прямо сейчас — вы возьмете кошелек и пойдете в магазин.
Кроме того, всегда есть люди, которые любят ходить по магазинам.