Консорциум российских бизнесменов AAR подписал предварительное соглашение о продаже доли в ТНК-ВР. Покупателем, по данным источников Sky News, выступает «Роснефть», сделка была заключена во вторник вечером, а ее сумма составила 17 млрд фунтов стерлингов (около $28 млрд). «Соглашение не окончательное и может быть пересмотрено», — уточняет Sky News.
ТНК-ВР отказалась от комментариев, переадресовав вопрос акционерам компании.
Консорциум AAR владеет 50% ТНК-ВР (Alfa Михаила Фридмана — 25%, Access Леонарда Блаватника — 12,5% и Renova Виктора Вексельберга — 12,5%). Вторая половина компании принадлежит британской ВР. Представитель AAR был недоступен для комментариев, в ВР комментировать ситуацию отказались. «Роснефть» также ситуацию пока не комментирует.
В начале июня текущего года ВР заявила, что готова продать свою долю в ТНК-ВР и начала переговоры с AAR. Консорциум, в свою очередь, заявил о заинтересованности в покупке 50% акций нефтегазового СП, принадлежащих британской компании. В конце июня Фридман проводил в Лондоне встречи с институциональными инвесторами в расчете заручиться поддержкой плана по приобретению 50% ТНК-ВР, принадлежащих ВР. Фридман предлагал два варианта изменения структуры капитала ТНК-ВР. Согласно первому, AAR должен был выкупить долю ВР. Второй вариант предполагал, что уже российские акционеры ТНК-ВР продают свою долю британской компании, но оплата должна производиться не только деньгами, но и акциями ВР.
Позднее интерес к доле британской компании в капитале ТНК-ВР проявила и государственная «Роснефть». Срок завершения переговоров с потенциальными покупателями был назначен на 17 октября.
«Продажа доли AAR «Роснефти» является в данном случае оптимальным вариантом, — говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. — Консорциум выйдет из затянувшегося акционерного конфликта, получив премию к цене пакета».
Рыночная стоимость 50% ТНК-ВР составляет около $20,3 млрд, Полищук справедливой ценой за актив считает $24—25 млрд. По словам эксперта, с учетом того, что продается 50% в третьей по величине российской нефтяной компании, цена в $28 млрд «выглядит вполне адекватно».
«Роснефть», в свою очередь, получает долю в перспективной компании, а кроме того, возможность привлечь ВР к проектам на шельфе, чему раньше противился AAR, — продолжает Полищук. — Выгода ВР в этом же — компания может выйти на российский шельф».
Сергей Вахрамеев из ИФК «Метрополь» считает, что в сделках будет задействована часть акций «Роснефти». «Не исключено, что госкомпания будет выплачивать деньгами не всю стоимость пакета, — говорит эксперт. — Возможно, будут задействованы казначейские акции «Роснефти» (9,5%) либо будет использована часть бумаг, предназначенных для приватизации госкомпании».
Корпоративный конфликт в ТНК-ВР начался еще в 2008 году, когда акционеры не сошлись в оценках перспектив развития совместного предприятия. AAR планировал активно развивать бизнес за пределами России, британские инвесторы хотели, напротив, сосредоточить деятельность ТНК-ВР на России (британский концерн заинтересован в российских запасах углеводородов, которые ВР благодаря ТНК-ВР может записать на баланс).
Возглавлявший в тот период ТНК-ВР Роберт Дадли был обвинен российскими акционерами в том, что защищает интересы ВР в ущерб AAR. Под давлением российского инвестиционного консорциума Дадли покинул пост исполнительного директора компании. Его пост занял крупнейший российский акционер ТНК-ВР Михаил Фридман. Предполагалось, что это временная мера.
Но главным спорным моментом стала попытка «Роснефти» привлечь ВР к разработке российского арктического шельфа.
В середине января 2011 года компании объявили о заключении соглашения по обмену акциями (ВР должна была передать «Роснефти» 5% акций, получив взамен 9,5% акций российской компании, пакеты оценивались в $7,8 млрд) и созданию совместного предприятия для освоения трех участков в Карском море, общие ресурсы которых оцениваются в 4,9 млрд тонн нефти и 8,3 трлн кубометров газа. «Сделку года», так ее называли российские чиновники, курировал Игорь Сечин, экс-куратор топливно-энергетического комплекса в правительстве в статусе вице-премьера.
Сейчас Сечин возглавляет «Роснефть».
Российские акционеры ТНК-ВР выступили против. По их мнению, альянс BP и «Роснефти» нарушает акционерное соглашение ТНК-ВР в части, запрещающей британской корпорации работать в России не через ТНК-ВР. Спор продолжился в суде. В мае 2011 года Стокгольмский арбитраж постановил: обмен акциями между BP и «Роснефтью» возможен, только если ТНК-BP войдет в арктический проект. После этого «Роснефть» расторгла сделку. Из-за нового конфликта ТНК-ВР покинули два независимых директора — Герхард Шредер и Джеймс Ленг, совет директоров компании утратил кворум.
«Если сделка AAR и «Роснефти» состоится, корпоративный конфликт между консорциумом и ВР придет к логическому завершению», — комментирует Вахрамеев.
Wall Street Journal со ссылкой на источники пишет, что и британская ВР близка к продаже своей доли в ТНК-ВР «Роснефти». Источник говорит, что компания «находится в продвинутых переговорах» по этому вопросу. По данным WSJ, ВР готова продать свой пакет за $25 млрд, оплата должна производиться как деньгами, так и акциями российской госкомпании.
В среду Игорь Сечин прибыл в Лондон для переговоров с руководством ВР о возможности покупки «Роснефтью» пакета британской компании в ТНК-ВР,
сообщила на своем интернет-сайте газета Financial Times. По информации Sky News, переговоры между Сечиным и главой ВР Робертом Дадли пройдут уже в среду в штаб-квартире ВР.
Если сделка состоится, доля «Роснефти» на нефтяном рынке России превысит 50%, оценивал накануне совладелец «ЛУКойла» Леонид Федун.
«Для «Роснефти», как для компании и для ее основного акционера – государства – приобретение доли ВР в ТНК-ВР будет позитивом, а вот для миноритариев госкомпании это скорее нейтральная новость, — отмечает Вахрамеев. – В первую очередь, опять же, из-за неопределенности с дивидендами».
«Если «Роснефть» договорится о покупке доли AAR, BP может отказаться от планов продажи своей доли в силу того, что партнерство с «Роснефтью» предполагает пересмотр акционерного соглашения и, вероятно, откроет перед BP новые возможности как прямого сотрудничества с госкомпанией на шельфе, так и синергетический эффект для TНK-BP, чья акционерная стоимость будет расти», — предупреждает Михаил Лощинин из RMG Securities.
Вице-премьер Аркадий Дворкович в среду заявил, что «Роснефть» пока не обращалась в кабинет министров за одобрением покупки доли AAR в ТНК-ВР. «Никаких обращений о согласовании пока не было, по крайне мере, формальных», — сказал чиновник, добавив, что подобная сделка требует одобрения правительства и выпуска соответствующей директивы.