Определенность с продажей 50%-ной доли, принадлежащей британской BP в совместном британо-российском предприятии ТНК-BP, появится в среду 17 октября в 9 часов по Лондону (12 часов по московскому времени), пишет агентство Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники. К этому сроку британский концерн планирует открыть прием заявок от потенциальных покупателей, среди которых государственная «Роснефть» и совладельцы СП — инвестиционный консорциум AAR. Тендер продлится в течение суток.
Покупателем станет «Роснефть» из-за господдержки, говорят два источника Bloomberg, знакомых с ситуацией.
Предполагаемые участники сделки пока не подтверждают информацию. «Процесс поиска покупателя продолжается, — прокомментировал пресс-секретарь ВР Тоби Одон. — Когда у нас появятся новости, мы сообщим». AAR (Alfa Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника, Renova Виктора Вексельберга, владеет другими 50% ТНК-ВР) и «Роснефть» отказались от комментариев.
По данным источников, на покупку акций ВР поступят две заявки — от «Роснефти» и AAR. При этом акционерное соглашение ТНК-ВР предоставляет AAR приоритетные условия. У ВР есть право вести переговоры о продаже доли с другими претендентами, но без права на заключение сделки в течение 90 дней со старта диалога с AAR. Консорциум предлагал два варианта изменения структуры капитала ТНК-BP: или AAR выкупает у ВР 25% акций ТНК-BP по «текущей рыночной цене» (большинство аналитиков оценивают весь пакет BP в $30 млрд), или уже сам AAR продает свою долю британским партнерам, причем оплата должна производиться как деньгами, так и акциями BP в размере 10–12%. Но во втором случае российский консорциум стал бы крупнейшим акционером BP (доля каждого из имеющихся акционеров BP сейчас не превышает 3–5%).
BP выставила свой пакет на продажу в июне 2012 года. Это стало следствием длительного конфликта между британскими и российскими акционерами, начавшегося еще в 2008 году.
Тогда AAR и ВР не сошлись в оценках перспектив развития совместного предприятия. Российские собственники хотели активно развивать бизнес за пределами России, британские инвесторы планировали сосредоточить деятельность ТНК-ВР на России. Возглавлявший в тот период ТНК-ВР Роберт Дадли был обвинен российскими акционерами в том, что защищает интересы ВР в ущерб AAR. Под давлением российского инвестиционного консорциума Дадли покинул пост исполнительного директора компании. Его пост занял крупнейший российский акционер ТНК-ВР Михаил Фридман. Предполагалось, что это временная мера.
Новый виток акционерного конфликта начался, когда AAR сорвал сделку ВР и «Роснефти». В середине января 2011 года компании объявили о заключении соглашения по обмену акциями (ВР должна была передать «Роснефти» 5% акций, получив взамен 9,5% акций российской компании, пакеты оценивались в $7,8 млрд) и созданию совместного предприятия для освоения трех участков в Карском море, общие ресурсы которых оцениваются в 4,9 млрд тонн нефти и 8,3 трлн кубометров газа. «Сделку года», так ее называли российские чиновники, курировал Игорь Сечин, экс-куратор топливно-энергетического комплекса в правительстве в статусе вице-премьера.
Но российские акционеры ТНК-ВР выступили против. По их мнению, альянс BP и «Роснефти» нарушил акционерное соглашение ТНК-ВР в части, запрещающей британской корпорации работать в России не через ТНК-ВР.
Дело дошло до международного суда. В мае 2011 года Стокгольмский арбитраж постановил: обмен акциями между BP и «Роснефтью» возможен, только если ТНК-BP войдет в арктический проект. После этого «Роснефть» расторгла сделку. Из-за нового конфликта ТНК-ВР покинули два независимых директора — Герхард Шредер и Джеймс Ленг, совет директоров компании утратил кворум.
В сентябре «Роснефть» заявила, что заинтересована в покупке доли ВР в ТНК-ВР. Президент «Роснефти» Игорь Сечин, глава BP Роберт Дадли и председатель совета директоров ВР Карл-Хенрик Сванберг встречались с президентом России Владимиром Путиным, чтобы обсудить это. Госкомпания заявила, что готова выкупить и долю AAR.
BP, по мнению аналитика лондонского RBC Capital Markets Питера Хаттона, получит $25-30 млрд. Из них порядка $15 млрд денежными средствами и около $10 млрд акциями «Роснефти», считает Хаттон. По данным источников, знакомых с ситуацией, «Роснефть» привлекает кредит на $15 млрд в иностранных банках.
Сделка между ВР и «Роснефтью» сможет укрепить их сотрудничество и в Арктике. Дадли ранее признался, что все еще заинтересован в России
«Не думаю, что заявка от AAR могла быть конкурентоспособной, — говорит Хаттон.