Белоруссия к концу года может столкнуться с топливным кризисом. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в белорусской нефтяной отрасли. По словам собеседника агентства, угроза кризиса связана с тем, что Беларусь не выполняет своих обязательств по экспорту нефтепродуктов в Россию.
Согласно межправительственным договоренностям, в 2012 году Белоруссия должна поставить в Россию 2,1 млн тонн бензина и 3,5 млн тонн дизельного топлива. Нефтепродукты должна быть произведены из российской нефти, переработанной на условиях процессинга. По данным источника, Белоруссия выполнила принятые обязательства лишь немногим более чем на 2%.
«Таким образом, Белоруссия, чтобы выполнить требования по поставкам нефтепродуктов в Россию, должна экспортировать туда практически весь объем бензина и дизтоплива, который будет произведен в IV квартале», — отмечает источник. Но даже в этом случае нужные объемы получить будет сложно, так как Россия сокращает поставки нефти в страну.
В частности, в четвертом квартале Белоруссия получит лишь 4 млн тонн по сравнению с 5,3 млн тонн в третьем квартале. «Заводы начиная с ноября ждет недозагрузка мощностей», — предупреждает собеседник «Интерфакса».
Чтобы избежать дефицита топлива на внутреннем рынке, Минск может встать перед необходимостью его импорта. Закупка топлива за рубежом может привести к резкому росту розничных цен на бензин и, кроме того, крайне негативно скажется на параметрах сальдо внешней торговли Белоруссии и состоянии ее платежного баланса.
В концерне «Белнефтехим» «Газете.Ru» сообщили, что сейчас нефтеперерабатывающие мощности Белоруссии загружены с учетом планового капитального ремонта Мозырского НПЗ. «Однако,
действительно, объемы поставок нефтяного сырья скорректированы российской стороной в сторону уменьшения от запланированного до 4 млн тонн, что может негативно сказаться прежде всего на коллективах НПЗ, если они будут работать не в полную мощность», – говорит пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко.
При этом, по ее словам, весь 2012 год бензины и дизельное топливо белорусского производства, причем высоких марок европейских стандартов, регулярно выставлялись на продажу на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.
Костюченко считает, что в сообщении о жестком топливном кризисе, который якобы ждет Белоруссию, несколько сгущены краски. Сейчас продолжаются переговоры о совершенствовании взаимоотношений между российской и белорусской сторонами, и эти переговоры идут не в кризисном, а в рабочем порядке, добавляет она.
Министерство энергетики Белоруссии в понедельник не ответили на просьбу «Газеты.Ru» прокомментировать ситуацию.
Российские эксперты считают, что Белоруссия избежит топливного кризиса, как и необходимости масштабного импорта топлива: Минску проще сократить экспорт на Украину, чем закупать бензин.
«Полагаю, до разбалансировки рынка дело не дойдет, — говорит директор по стратегическому развитию центра «Кортес» Павел Строков. – Не в последнюю очередь потому, что наступает зима – время сезонного снижения спроса на бензин».
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов также считает, что объективных поводов для паники нет. «Информационный вброс по поводу грядущего кризиса инициирован белорусской стороной с целью сознательно драматизировать ситуацию, — говорит эксперт. – Белоруссия пытается давить на жалость, апеллируя к дружеским отношениям с Россией. При этом намекает, что Россия вынуждает Минск искать других партнеров».
Цель информационной атаки — заставить Россию закрыть глаза на таможенные махинации c экспортом растворителей, вскрывшиеся летом 2012 года, убежден эксперт.
Тогда выяснилось, что Белоруссия реэкспортирует нефтепродукты, полученные из российской нефти, под видом растворителей, что позволяет ей избегать выплат в российский бюджет пошлин за поставки топлива за пределы Таможенного союза.
Белоруссия с 2011 года получает российскую нефть и нефтепродукты без таможенной пошлины. При этом Минск обязан перечислять в российский бюджет экспортную пошлину на те нефтепродукты, которые произведены из российской нефти и поставляются за пределы Таможенного союза. Но в перечень нефтепродуктов, облагаемых пошлиной, не вошли разбавители и растворители. Этим обстоятельством воспользовалась Белоруссия. Республика импортирует нефти больше, чем нужно для внутреннего потребления, при этом в отчетности Таможенного союза появились растворители и разбавители, сообщил в июне посол России в Белоруссии Александр Суриков. «Только в прошлом году их было 2 миллиона тонн», — уточнил он. По данным белорусских экспертов, в 2011 году экспорт белорусских растворителей и разбавителей превысил $1,9 млрд против $160 млн в 2010 году.