Консалтинговая компания Bain&Co., у руля которой в начале 1990-х находился нынешний кандидат в президенты США Митт Ромни, не осталась в стороне от российских «лихих девяностых», выяснило расследование Huffington Post. Как утверждает американское издание, обнаруженные им в архивах документы, в частности, свидетельствуют, что в марте 1993 года правительство США через USAID заключило с Bain&Co. контракт на $3,9 млн на оказание консультационных услуг правительству Бориса Ельцина по вопроосам приватизации. В докладе по работе USAID от августа 1994 года говорилось, что задачей программы Bain/VASG было обеспечение помощи в акционировании как можно большего количества предприятий. В документе отмечается, что к тому времени компания проконсультировала сделки по приватизации трети небольших предприятий за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Во внутренней переписке, как отмечает Huffington Post, специалисты Bain ссылались на знакомство с Анатолием Чубайсом и его заместителем Дмитрием Васильевым.
Кроме того, после развала СССР иностранным компаниям была необходима помощь для того, чтобы разобраться в перипетиях российской политики и бизнеса.
В том же 1993 году, по сведениям Huffington Post, детище Митта Ромни начало сотрудничать с табачными компаниями. По утверждению издания, Bain&Co. использовала связи в российском правительстве, чтобы обеспечить заключение сделок двумя табачными гигантами в России.
С Philip Morris в США компания Митта Ромни работала с 1990 года (первый контракт на $1 млн был заключен через месяц после возвращения Ромни в компанию), а в 1992 году Bain&Co. обратилась с предложением к British American Tobacco (BAT) о продвижении бизнеса этой компании в России. Западные компании, которые как раз в начале 1990-х годов стали фиксировать падение выручки у себя на родине, стремились на российский табачный рынок. Это было связано в том числе и с тем, что правительство США начало массированную кампанию, посвященную вреду курения.
«Табачное» расследование в отношении Bain&Co. журналисты Huffington Post начали после получения письма от «читателя». По наводке «благожелателя» журналисты изучили архивы библиотеки табачных правовых актов в Университете Калифорнии, правительственные банки документов, материалы участников отрасли, а также опросили бывших сотрудников Bain&Co., американских экспертов, специалистов в этой области в России и экспертов по приватизации начала 1990-х годов.
Журналисты оговариваются, что причастность самого Митта Ромни к табачным сделкам неясна, официально ни компания, ни сам политик этот вопрос не комментируют. Как сказала пресс-секретарь компании, Bain&Co. не обсуждает и не раскрывает своих клиентов, все их прошлые и нынешние деяния являются корпоративной тайной.
Митт Ромни начал сотрудничать с Bain&Co. в 1977 году, в 1984 году вместе с партнерами основал инвесткомпанию Bain Capital. В начале 1990-х годов ему было предложено стать исполнительным директором Bain&Co., в правительственных документах и сообщениях СМИ он упоминается в этой должности с лета 1994 года. Его избирательный штаб указывает лишь, что Митт Ромни «вернулся в Bain&Co. в 1990–1992 годах», то есть в ключевой период работы с табачниками. В своей книге «Turnaround: Crisis, Leadership and the Olympic Games» Митт Ромни описывал свою работу в Bain&Co. в 1990 году: по его словам, компания испытывала дефицит ликвидности и новых клиентов. Первыми его шагами были сплочение сотрудников компании по всему миру (к ним он ездил лично) и реструктуризация долга.
В 1990 году один из основателей Bain&Co. Ральф Уиллард учредил подразделение Bain Link, которое было призвано специализироваться на бизнесе в бывших республиках СССР. Как пишет издание, Уиллард и представители компании сотрудничали с известным экономистом Абелом Аганбегяном (в годы перестройки — советник президента Михаила Горбачева по экономическим вопросам, с 1989 по 2002 год — ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ), который снабжал их контактами с российскими исследователями.
Бывший вице-президент Bain Link Сушован Гош рассказал The Huffington Post, что консультанты докладывали напрямую Митту Ромни. По воспоминаниям Гоша, в начале 1990-х годов он вместе с коллегами на мини-вэне отправился по российским городам для выяснения, что хотели бы курить россияне. За ответы на вопросы респондентам отплачивали столь соблазнительными для бывшего советского гражданина западными сигаретами. В одном из таких опросов, по утверждению Гоша, участвовали около тысячи человек. «Мы останавливали автобус и предлагали сигареты. Очереди выстраивались», — говорит Гош и отмечает, что сам Митт Ромни был крайне позитивно настроен в отношении российского рынка.
В частности, в руки журналистов, по их утверждению, попала внутренняя переписка между Bain и ВАТ. Из нее следует, что Bain участвовала в изучении возможностей приватизации в Саратовской области, а также консультировала ВАТ относительно приобретения саратовской табачной фабрики.
Huffington Post обнаружила факс, в котором говорится о договоренности по продаже 13,6% доли хедж-фонда Oil&Diamond в саратовской табачной фабрике за 781,95 млрд рублей (около $457 тыс.). Это меньше гонорара Bain за консультирование данной сделки.
В сентябре 1991 и начале 1992 года Bain&Co. выступила консультантом одного из проектов Gallaher Limited (табачное подразделение ныне не существующей American Brands Inc.). Речь шла о продвижении сигарет, бурбона и товаров для игры в гольф. Для Gallaher Limited специалисты Bain&Co. проводили исследования российского рынка. В результате консультанты заключили, что российский рынок сигарет может стать своеобразным призом для западных компаний: там есть советские марки и устаревшие заводы, а гражданского контроля нет. Как говорится в конфиденциальном докладе аналитиков от 1993 года, потенциальная емкость рынка составляла 253 млрд пачек в год, тогда как в то время продавалось «всего» 180 млрд пачек. Впоследствии Gallaher Limited отказалась от российского проекта.
Консультанты также наметили регионы, в которые табачникам следовало вложиться.
Среди основных факторов, располагающих к инвестированию, были в том числе политические (является ли губернатор ставленником Бориса Ельцина, расклад в местных элитах, заинтересованность региона в иностранных инвестициях и прочее). Еще один доклад, имеющийся в библиотеке нормативных актов Университета Калифорнии, — записка относительно методов налоговой «оптимизации» в России. В справке говорится, в частности, о практике манипулирования с товарными накладными и о перевозке наличных курьерами.
В British American Tobacco изданию заявили, что компания при заключении сделок в начале 1990-х годов действовала строго в соответствии с российским законодательством. «Мы исполняли все законы, правила приватизации и налоговые нормы, действовавшие в то время. Далее комментировать не можем», — сказал представитель табачного гиганта Джем Мейдмен. В компании также усомнились в сведениях, почерпнутых журналистами из библиотеки нормативных актов. «Это старые документы, контекст неизвестен, а избирательное вырывание из контекста может привести к неверным выводам», — заключил представитель ВАТ.
Сам Митт Ромни мормон, не курит и не пьет. Однажды в интервью он признался, что только раз попробовал пиво и сигарету. А его двоюродный дядя Мэрион Ромни (апостол Церкви Иисуса Христа Святых последних дней) боролся против табачников исками. В России же, отмечает Huffington Post, количество курильщиков значительно выросло: так, если в 1992 году курили только 7% российских женщин, то в 2009 году (данные Global Adult Tobacco Survey) — 22%.