Слияние европейского аэрокосмического концерна EADS с британской оборонной корпорацией BAE Systems может не состояться. Государственные акционеры компаний пока не могут прийти к согласию по принципиальным вопросам.
О намерении объединиться компании объявили 12 сентября, хотя переговоры между EADS и BAE стартовали еще в начале июня. Предполагается, что EADS получит 60% акций нового концерна, BAE – 40%. Объединенный европейский концерн будет производить гражданские самолеты (в EADS входит Airbus), боевые самолеты Eurofighter, вертолеты, атомные подлодки, космические спутники и ракеты.
Объем продаж составит около $100 млрд, штат сотрудников – 220 тысяч человек.
Но создание альянса на базе оборонных предприятий столкнулось с политическими сложностями.
У правительств Германии, Франции и Великобритании есть «золотые акции» в компаниях — специальные бумаги, по сути не являющиеся стандартными акциями, но дающие право наложить вето на любое значимое решение компании. «Мы ясно дали понять, что у нас есть некоторые ограничения на слияние BAE и EADS и что, если они не будут учтены, мы воспользуемся нашей специальной акцией и заблокируем сделку», — предупредил министр обороны Великобритании Филипп Хаммонд, выступая на радио BBC. «Думаю, нет необходимости совершенно лишать Францию и Германию доли в компании. Но необходимо снизить эту долю так, чтобы они не могли контролировать и определять действия компании», — уточнил он.
Франция имеет 15% акций в EADS. Эта доля в ходе слияния с BAE будет размыта до 9%. Германия настаивает на паритете с Францией, то есть на том, чтобы ее доля также составила 9%. Британия согласна на это только при письменной гарантии со стороны Франции, что правительство не будет в дальнейшем увеличивать долю. У Франции есть такая возможность, поскольку французская медиагруппа Lagardere, владеющая 7,5% акций EADS, уже заявляла о своем намерении продать акции после завершения работ над Airbus A350 в 2015 году.
Париж заверяет, что не намерен повышать свою долю, но отказывается давать письменные гарантии, и в этом проблема, говорит источник, близкий к процессу согласования.
Британское правительств обеспокоено: если доля Германии и Франции в объединенной компании превысит 18%, это создаст серьезные сложности с одобрением сделки в США и поставками на американский рынок – крупнейших в мире рынок сбыта продукции оборонной промышленности.
У BAE есть филиал в США, поэтому сделка с EADS потребует одобрения Вашингтона, который традиционно выступает против контролируемых государством контрагентов в оборонной промышленности. 45 депутатов-консерваторов обратились к премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону с просьбой получить гарантии поддержки со стороны США, прежде чем одобрить сделку.
Разногласия существуют и между Германией и Францией — из-за места расположения штаб-квартиры нового концерна. По данным британской The Sunday Telegraph, ссылающейся на высокопоставленных участников переговоров, решено разместить штаб-квартиру подразделения гражданской авиации в Париже, а оборонного — в британском Фарнборо. «Мы дали понять, что оборонное подразделение должно находиться в Соединенном Королевстве, — заявил Хаммонд Sky News. — И мы уверены, что две другие стороны на это согласятся».
Но Германия предупредила, что наложит вето на объединение, если штаб-квартира нового концерна будет не в Мюнхене.
«В новом предприятии равенство между Германией и Францией должно оставаться гарантированным, — заявил министр экономики Германии Филипп Реслер. — Штаб-квартиры концерна должны быть равно поделены между двумя странами». «Три штаб-квартиры — это будет уже смешно», — отметил один из источников, участвующий в переговорах. «Запросы Германии необоснованны, поскольку выбор места для штаб-квартиры — это экономическое решение», — сказал источник в EADS.
На устранение разногласий у компаний осталось два дня. В среду, 10 октября, по правилам британского фондового рынка компании должны сделать официальное заявление о том, что сделка осуществится, или о том, что она сорвалась, и попросить отсрочки.
«Есть шанс, что она не состоится», — признает осведомленный источник.