Московский арбитраж запретил приватизационную продажу 100% «СГ-Транса» по требованию «дочки» «Роснефти» ЗАО «РН-Транс». На торгах 27 сентября победу одержала АФК «Система», подконтрольная Владимиру Евтушенкову, предложившая за «СГ-Транс» 22,77 млрд рублей (стартовая цена была 10,09 млрд руб.).
Арбитражный суд запретил организатору торгов «Ренессанс Брокер» совершать любые действия по отчуждению актива. В частности, «Ренессанс Брокер» было запрещено «составление протокола переговоров и направление его участникам, составление и направление в Минэкономразвития России и Росимущество отчета агента о возможных покупателях акций и полученных от них предложениях, касающихся цены и количества акций».
«РН-Транс» обратилась с иском в день торгов.
«Дочка» «Роснефти» потребовала принять обеспечительные меры в связи с тем, что, по ее мнению, действия «Ренессанс Брокера» по ограничению участия в торгах компаний с госучастием были незаконными. В связи с этим «РН-Транс» требует признать квалификационные требования незаконными.
«СГ-Транс» осуществляет транспортировку, хранение и реализацию сжиженных углеводородных газов (СУГ). В парке «СГ-Транса» 16 тысяч цистерн, у компании 12 филиалов по реализации продукции, включая базы хранения, и 59 газозаправочных АЗС. Причем наиболее привлекательным для инвесторов активом «СГ-Транса» эксперты ранее называли именно розничную сеть.
В настоящее время «СГ-Транс» на 100% принадлежит государству. Росимущество уже несколько раз пыталось приватизировать компанию, но безуспешно. Источник в отрасли ранее говорил «Газете.Ru», что основной причиной срыва прошлых попыток было то, что потенциальные покупатели не предлагали адекватную цену.
В торгах 27 сентября помимо «Системы» участвовали «Спецэнерготранс» (структура «Стройгазконсалтинга» Зияда Манасира), «Рустранском», бенефициарами которого являются бизнесмены Юрий Григорьев и Константин Синцов и «Трансеврогаз» (входит в ISR Holding бывшего вице-президента «ЛУКойла» Искандера Халилова).
Но ранее на актив претендовали также «Газпром», «РН-Транс» и «Спецтрансгарант», связанный с Rail Garant, который принадлежит Сергею Гущину, Сергею Смыслову и Николаю Фалину. Причем последние две компании получили разрешение Федеральной антимонопольной службы на приобретение 100% «СГ-Транса». «Газпром» до торгов не допустили, так как в случае его победы сформировался бы монополист с долей на рынке свыше 80%.
«Мы уважаем право ЗАО «РН-Транс» поднимать вопрос относительно правомерности участия компаний, контролируемых государством, в приватизации активов, находящихся в федеральной собственности, — сказал «Газете.Ru» представитель «Ренессанс Капитал» (материнская компания «Ренессанс Брокер»). — «Ренессанс Капитал» в качестве агента России действовал в соответствии с агентским договором и поручениями Российской Федерации при отборе инвестора среди профессионального круга потенциальных инвесторов, соответствующих требованиям, указанным в поручениях правительства».
По словам собеседника «Газеты.Ru», «Ренессанс» не мог и не может действовать в противоречии с такими поручениями и полностью соблюдает требования российского законодательства, а также условия агентского договора.
«Приватизация ОАО «СГ-Транс» представляла собой в высшей степени прозрачный и конкурентный процесс, — подчеркивает представитель «Ренессанса». — В результате данной сделки федеральный бюджет должен получить вдвое больше денежных средств от продажи актива по сравнению с его стартовой ценой. АФК «Система» является одной из крупнейших и наиболее уважаемых бизнес-групп в России, имеющих репутацию ответственного собственника промышленных активов. Мы искренне надеемся, что ситуация прояснится в самое ближайшее время».
Руководитель пресс-службы «Системы» Юлия Белоус от комментариев отказалась. Представитель «Роснефти» в пятницу вечером был недоступен для комментариев.
«Не очень понятно, зачем «Роснефти» вообще нужен «СГ-Транс», — говорит глава аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов. — Но в любом случае протест следовало заявлять до того, как завершились торги».
Андрей Полищук из Райффайзенбанка также отмечает, что «СГ-Транс» для «Роснефти» актив непрофильный. «У компании не так много собственных объемов СУГ, чтобы приобретать для их транспортировки собственный актив такого рода, — поясняет аналитик. — Возможно, «Роснефть» просто хотела приобрести для своей «дочки» лидера рынка, но в любом случае вряд ли госкомпания была бы готова заплатить столько же, сколько заплатила «Система». Ранее эксперты говорили, что справедливая цена «СГ-Транса» — 15—17 млрд рублей. «Система» была готова переплатить, потому что планирует стать одним из ведущих игроков в этом секторе.