Переговоры авиационных властей России и Белоруссии не привели к изменению прежнего порядка. «В зимнем сезоне назначенные авиаперевозчики стран будут выполнять по пять ежедневных рейсов на линии Москва — Минск», — сообщили в Минтрансе России. С аналогичным заявлением выступил минтранс Белоруссии.
Такое же количество рейсов было согласовано в апреле на летнее расписание 2012 года.
В конце марта авиасообщение между Москвой и Минском было прервано на несколько часов, так как Росавиация аннулировала разрешение на полеты в Москву национальному перевозчику Белоруссии компании «Белавиа», а белорусские авиавласти в ответ отозвали разрешение на выполнение регулярных рейсов у всех российских компаний — «Ютэйр», «Аэрофлота» и S7.
«Белавиа», осуществлявшая в Москву пять рейсов в день, не планировала оставлять такое же расписание на лето. Пять рейсов нерентабельны для перевозчика, пояснял тогда гендиректор компании Анатолий Гусаров. Заполняемость кресел на московских рейсах не превышала 50%, и в авиакомпании настаивали на том, что четырех рейсов в день с обеих сторон достаточно.
Но, согласовывая летнее расписание, Росавиация и белорусский департамент по авиации утвердили на линию нового перевозчика с российской стороны — «Сибирь» (S7). При этом российские авиакомпании, осуществлявшие рейсы в зимний период, не планировали отказываться от своих частот.
«Белавиа» настаивала на паритете «4 на 4», и департамент авиации Белоруссии, поддерживая позицию национального авиаперевозчика, пытался добиться сокращения рейсов с российской стороны до четырех.
Переговоры переросли в конфликт, который, впрочем, был разрешен. Для поддержания паритета «Белавиа» вновь ввела пятый рейс на Москву. Рентабельность направления в летний сезон компания не раскрывает.
Но в сентябре «Белавиа» сообщила, что перевезла уже миллионного пассажира (в 2011 года этот показатель был достигнут только в конце декабря), причем «рост пассажиропотока обеспечен благодаря увеличению числа транзитных пассажиров; составляют более 20% от общего количества пассажиров на регулярных рейсах». Минск значится транзитным пунктом в значительном количестве рейсов «Белавиа» (и ее партнеров по код-шерингу) из Москвы в страны СНГ и Европы. В зимнем расписании на рейсах из Минска в Москву у «Белавиа» поставлен самолет Boeing 737.
В «Белавиа» отказались комментировать итоги переговоров. «Переговоры шли в Москве без нашего участия», — пояснили в компании.
В ноябре авиавласти России и Белоруссии вернутся к обсуждению либерализации воздушного сообщения, в том числе в рамках Единого экономического пространства, говорят в российском Минтрансе.
Накануне переговоров в Москве Анатолий Сивак, министр транспорта и коммуникаций Белоруссии, заявил БЕЛТА, что Таможенный союз может предусматривать формирование общего транспортного рынка: «Автомобили должны ездить, а самолеты — летать столько, сколько нужно, без разрешений. Исходя из сформировавшейся весной 2012 года позиции, надо самим белорусам уйти от стереотипа о необходимости только четырехкратной частоты. Пассажир ведь сам выберет ту авиакомпанию, где, к примеру, сервис будет лучше».
«Договорились провести в ближайшее время трехстороннюю встречу экспертов России, Казахстана и Белоруссии», — уточнили в Минтрансе.