Крупнейшая социальная сеть Facebook анонсировала новый сервис Gifts, с помощью которого друзья по ресурсу могут отправлять друг другу реальные подарки. Новая услуга позволяет оформить заказ на отправку плюшевых медведей, пирожных, подарочных карт и других подарков с сайта Facebook.
«Ежедневно миллионы пользователи делят с друзьями особые моменты, говоря «С днем рождения», «Поздравляю» или «Я думаю о тебе». Теперь есть новая возможность их отметить», — сообщает Facebook. Среди партнеров компании оператор кофеен Starbucks, кондитерская Magnolia Bakery, цветочный магазин 1-800-Flowers.com.
Чтобы отправить подарок другу, пользователю необходимо нажать на значок «подарки» на странице друга в Facebook или кликнуть на иконку «Подарить ей/ему подарок», которая расположена в правой части сайта, рядом с уведомлением о грядущем дне рождения.
Пока сервис действует только на территории США. Возможность отправки подарков поддерживает браузерная версия Facebook, а также Android-приложение социальной сети. В будущем компания обещает предоставить такую возможность через смартфоны iPhone и планшетные компьютеры iPad от Apple, которые работают на операционной системе iOS, и открыть доступ к услуге в других странах.
В подарочном магазине социальной сети представлено несколько сотен подарков, стоимость которых начинается от $5 и достигает нескольких сотен долларов. Оповестить друга о скором получении подарка можно на его стене в профиле Facebook или в личном сообщении.
При этом почтовый адрес друга для заказа подарка не требуется. Когда пользователь получит сообщение о том, что ему должны прислать подарок, он сам может ввести адрес доставки.
Чтобы получатель гарантированно был рад подарку, Facebook оставила за ним право изменить его цвет, размер и стиль, а также обменять выбранный подарок на сувенир, по стоимости аналогичный предложенному.
Новая услуга Facebook — результат поглощения стартапа Karma: приложение позволяет пользователям отправлять подарки своим друзьям через мобильный телефон. Facebook приобрел Karma 18 мая, в день громкого первичного размещения акций социальной сети.
С момента IPO социальная сеть подвергается критике со стороны инвесторов, так как не может найти эффективные источники дохода помимо размещения рекламы. По итогам второго квартала 2012 года Facebook получила чистый убыток в $157 млн, тогда как во втором квартале прошлого года зафиксирована чистая прибыль $240 млн. На рекламу приходилось более 80% квартальной выручки Facebook, которая составила почти $1,2 млрд. Сеть наращивает число пользователей быстрее, чем возможности заработка, указывали эксперты.
В середине сентября основатель и глава Facebook Марк Цукерберг признал, что не учел активное развитие мобильного сегмента, и пообещал ввести изменения в соответствующее приложение сети, чтобы эффективнее монетизировать сектор. Аналитики считают, что сервис Gifts — одна из таких возможностей.
Новый сервис — первый шаг Facebook на рынке продаж реальных товаров. До сих пор коммерческая активность социальной сети, количество пользователей которой превышает 950 млн, состояла лишь в том, что она позволяла покупать игровые и цифровые товары, такие как музыка и фильмы.
«Попытки нарастить прибыль за счет своей пользовательской базы — хороший сигнал», — говорит аналитик Wedbush Securities Майкл Пачтер.
«Физические товары и подарки — именно то, на чем Facebook сможет заработать»,
— уверен исполнительный директор проекта Sincerely Мэт Брезина. Facebook будет получать комиссию с каждой транзакции в Gifts. Ее размер будет зависеть от договоренности с каждым из поставщиками подарков, пишет Reuters.
По оценкам аналитика Susquehanna Financial Group Германа Лонга, годовая выручка от сервиса Gifts к 2014 году может составить до $872 млн. Коммерция даст Facebook широкие возможности, говорит аналитик S&P Capital IQ Скотт Кесслер, и они еще не до конца изучены.