В четверг в Лондоне судья Эндрю Смит продолжит рассматривать разбирательство проживающего в Израиле предпрринимателя Михаила Черного и совладельца «Русала» Олега Дерипаски, которое стартовало в июле выступлением юристов с обеих сторон.
Юристы истца доказывают, что Черной являлся партнером Дерипаски в развитии алюминиевого бизнеса с 1990-х и имеет право на долю от общего бизнеса. Сторона ответчика утверждает, что Черной был не бизнес-партнером, а криминальным авторитетом, которому, наряду с выплачивались деньги за криминальную «крышу».
Рассмотрение дела может занять несколько месяцев. В первой половине октября будет выступать сторона истца и ее свидетели, затем – ответчик.
Черной будет выступать по видеосвязи из Израиля, поскольку опасается задержания: власти Испании желают допросить его в связи с делом об отмывании денег.
По этому делу был допрошен и Дерипаска. Черной будет не единственным свидетелем, выступающим дистанционно, уточнили «Газете.Ru» юристы израильского бизнесмена. Всего по делу ожидается выступление нескольких десятков свидетелей, некоторых из которых могут допросить в закрытом режиме. Черной собирается вызвать около 20 свидетелей. В их числе – Жанна Малевская — вдова фигурирующего в деле Антона Малевского, который считался лидером измайловской ОПГ.
Дерипаска со своей стороны пригласил нынешних и бывших менеджеров своих предприятий, управленцев других компаний, российских и иностранных чиновников.
В качестве свидетелей защиты на суде может выступить Роман Абрамович и кинорежиссер Никита Михалков.
Помимо устных допросов свидетелей, ключевыми письменными свидетельствами в Высоком суде Лондона по делу являются два документа от 2001 года: «Соглашение №1» и «Дополнение № 1». По «Соглашению N1» Дерипаска, должен выплатить Михаилу Черному $250 млн. Эти деньги действительно были выплачены, подтверждают и истец, и ответчик.
Спорным является «Дополнение N1» к соглашению, в котором говорится, что в течение трех-пяти лет сторона 2 должна реализовать 20% акций «Русского алюминия» третьим лицам и уплатить эту сумму за вычетом $250 млн «Стороне 1».
По версии юристов Дерипаски, договоренности были платой за отказ от отношений криминальной «крыши»и предназначались Малевскому, а не Черному. В деле фигурируют фотографии и видеозаписи, на которых Дерипаска, Малевский и Попов дружески отмечают дни рождения и свадьбы, что, по версии Черного, означает их дружбу и тесное бизнес-партнерство, а по версии Дерипаски - ритуальное соблюдение отношений «крыши».
Британская пресса сравнивает этот процесс со слушанием еще одного громкого дела с российскими корнями: разбирательство бизнесменов Бориса Березовского и Романа Абрамовича. Березовский требовал $5,6 компенсации потерь от невыгодных сделок, якобы навязанных ему Абрамовичем с ведома Владимира Путина в начале 2000-х, в том числе продажи за «бесценок» доли в «Сибнефти» и «Русале». В процессе была применена похожая тактика - Березовский доказывал, что он являлся совладельцем бизнеса, Абрамович — что просто платил за крышу.
Эмигрировавший бизнесмен проиграл: судья нашла показания Березовского и его свидетелей «слабыми, полными внутренних противоречий и зачастую несостоятельными».
Особо отмечалась нехватка письменных свидетельств по делу. Абрамович заявил, что будет требовать компенсации судебных издержек.
В Израиле Черной параллельно затеял еще одно разбирательство. Он обвинил Дерипаску в организации широкомасштабной пиар-кампании с использованием «прослушки» для его дискредитации и лишения израильского гражданства.