Минэкономразвития подготовило проект постановления правительства по плану мероприятий («дорожная карта») по оптимизации процедур регистрации собственности, сообщил на коллегии министерства его глава Андрей Белоусов.
Разработать 22 «дорожные карты», направленные на упрощение, удешевление и ускорение процедур по ведению бизнеса, поручил Владимир Путин в декабре прошлого года по итогам участия в съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Цель инициативы – улучшение инвестиционного климата. Инициатива реализуется Агентством стратегических инициатив и бизнесом.
Четыре «дорожные карты» — таможенная, строительная, доступ к энергетической инфраструктуре и поддержка экспорта — уже выполняются.
Новая «карта» направлена на снижение административных барьеров при оказании госуслуг в сфере госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастрового учета.
Сроки госрегистрации прав собственности на недвижимое имущество должны сократиться до десяти дней к 2015 году и до семи дней — к 2018 году.
Еще один контрольный показатель — доля услуг, оказываемых через интернет, она должна вырасти до 50% к 2015 году и до 70% — к 2018 году. Белоусов заметил, что сейчас даже документооборот между Минэкономразвития и Росреестром, отвечающим за регистрацию собственности, проходит в бумажном виде, и поручил в двухмесячный срок наладить электронное взаимодействие. В ответ заместитель главы Росреестра Наталья Антипина пожаловалась на низкую заработную плату регистраторов.
Третий ориентир, предусмотренный «дорожной картой», — сокращение времени ожидания посетителей в очереди на подачу документов до 15 минут к 2015 году и до 10 минут — к 2018 году.
В ближайшее время эта «дорожная карта» будет внесена на утверждение в правительство, отметил Белоусов.
В Агентстве стратегических инициатив «Газете.Ru» пояснили, как будут реализовывать эту «дорожную карту». Она предусматривает объединение по принципу «одного окна» всех видов учета объектов недвижимости и государственной регистрации права собственности. Сейчас окон, в которые подаются документы на регистрацию недвижимости, как минимум два. Одно — для кадастрового учета жилых и нежилых помещений. Они учитываются бюро технической инвентаризации.
Второе окно – кадастровый учет земельного участка. Его ведет ФГУ Кадастровая палата. В Москве оформление прав собственности занимает 20 рабочих дней, а регионах от 40 до 60 дней.
«Кроме того, экспертная площадка АСИ предлагает избавить граждан от необходимости брать справки в различных инстанциях об объекте недвижимости – это будет обязательство региональных властей»,
— говорит глава АСИ Андрей Никитин.
Одновременно надо предусмотреть усиление дисциплинарной и административной ответственности органов, осуществляющих учет и госрегистрацию прав, за совершение противоправных действий: необоснованный отказ в регистрации, нарушение сроков регистрации и т. д., говорит Никитин.
Кроме того, «дорожной картой» предусматривается создание механизма компенсационных выплат в случаях утраты собственником недвижимого имущества, происшедших по вине регистрирующих органов. Сейчас это возможно только по решению суда.
Никитин не уточнил, полностью или частично будет компенсирована неправомерная утрата гражданином или юридическим лицом права собственности на недвижимость.
В компании Blackwood считают, что сокращение срока регистрации до семи дней вполне реально. Уже сейчас по некоторым несложным видам сделок с недвижимым имуществом установлен более короткий срок госрегистрации — например, регистрация договора об ипотеке жилого помещения осуществляется в течение пяти дней. «Регистрирующие органы в последнее время стараются выдерживать установленные законодательством сроки. В ряде регионов даже встречается сокращение установленного срока регистрации», — говорят в Blackwood.
Но чиновники всегда найдут возможность увеличить срок регистрации. «По сложным делам (где требуется представление многих документов, направление запросов и т. д.) у регистраторов будет, как и сейчас, возможность продлить срок. Если основания такого продления не будут четко закреплены в законе, то регистрация будет затягиваться требованием о представлении не относящихся к делу документов, согласований с иными органами», — говорит руководитель юридического отдела АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев.
«Введение электронной базы данных, которое предлагают АСИ и Минэкономразвития, поможет значительно ускорить документооборот», — добавляет аналитик инвестиционной компании «Грандис Капитал» Ксения Аношина.
Руководитель практики госконсалтинга компании SBS Алексей Калинин считает, что нет смысла растягивать принятие «карт» до 2018 года – срока окончания очередных полномочий президента. Основные элементы всех «дорожных карт» надо вводить в пилотном порядке в ближайшие год-два, чтобы время до 2018 года потратить на отладку «дорожных карт», а очередной переход на новые формы взаимодействия не стал шоком и не обрушил всю систему госрегистрации.
В России инициативы, растянутые во времени, в большинстве случаев тонут в согласованиях и ни чем не кончаются, отмечают в Blackwood.