Судья Высокого суда Лондона Элизабет Глостер отклонила иск Бориса Березовского к Роману Абрамовичу. Опальный бизнесмен требовал $5,6 компенсации потерь от невыгодных сделок, якобы навязанных ему Абрамовичем с ведома Владимира Путина в начале 2000-х, в том числе продажи за бесценок доли в «Сибнефти» и «Русале».
Судья нашла показания Березовского и его свидетелей «слабыми, полными внутренних противоречий и зачастую несостоятельными». Глостер отметила слабость иска с юридической стороны: зачастую он сводился к противопоставлению слов Березовского словам Абрамовича.
В данном случае фактически суду приходилось решать, кому верить — Березовскому или Абрамовичу, отметила судья.
«Я сочла Березовского не заслуживающим, по сути, доверия свидетелем, который относится к правде как к преходящему гибкому понятию, которое можно формировать так, чтобы оно отвечало его текущим интересам.
Иногда его свидетельства были намеренно нечестными; иногда было очевидно, что он выдумывает показания, — говорится в решении судьи. — Временами у меня складывалось впечатление, что он не намеренно давал нечестные показания, а убедил себя в том, что события происходили так, как ему хотелось».
Абрамович, по словам Глостер, напротив, давал «аккуратные и продуманные ответы» на поставленные вопросы, между его устными и письменными заявлениями было мало расхождений, он честно признавался в нарушениях закона. На основании этого судья сделала вывод, что Абрамович в отличие от оппонента «заслуживающий доверия и в целом надежный свидетель.»
Не убедили судью и заявления Березовского, что Путин и глава кремлевской администрации Александр Волошин угрозами заставили его отдать акции телеканала ОРТ государству.
«Я соглашаюсь с утверждением господина Волошина, что таких угроз не поступало ни от него, ни от президента Путина. Я также соглашаюсь с утверждением господина Абрамовича, что таких угроз не поступало и от него», — заявила Глостер.
Судья отметила, что многие важные аспекты спора и претензии сторон основывались на устных договоренностях, а события, которые охватывает иск, произошли очень давно и многие детали стерлись из памяти участников процесса, что отразилось на качестве показаний.
Березовский после вынесения приговора заявил журналистам, что разочарован: «Моя вера в британское правосудие сильно подорвана».
«Достаточно затруднительно, на мой взгляд, лондонскому суду разобраться в истории России 2000-х годов — в частности, на судебном процессе судье пришлось узнать такие понятия, как «крыша» и «кинуть», — заявил российский адвокат Березовского Андрей Боровков (цитата по РАПСИ). Он убежден, что его клиент обжалует решение.
Представители Абрамовича заявили, что в исходе дела не сомневались.
«Мы изначально утверждали, что обвинения г-на Березовского были безосновательными, и теперь это подтвердил суд», — говорится в заявлении пресс-службы компании «Миллхаус».
Березовский выдвинул ряд серьезных обвинений против Абрамовича, в том числе порочащих честь и достоинство последнего, отметили представители Абрамовича. «Мы рады, что судья опровергла все подобные обвинения и характеризовала г-на Абрамовича как честного и порядочного свидетеля, продемонстрировавшего ответственный и честный подход во время дачи показаний по делу», — добавляют в компании.
«Апелляцию подать непросто: для этого британское правосудие должно допустить апелляционную жалобу», — сомневается в перспективах продолжения тяжбы двух бизнесменов Илья Рачков, эксперт по российскому праву, привлеченный по делу Высоким судом Лондона.
Судебный процесс начался в октябре 2011 года и завершился в январе этого года, но объявление решения переносилось несколько раз. Роман Абрамович на заседание на этот раз не приехал. Борис Березовский прибыл в лондонский Высокий суд в сером костюме и без галстука. Помимо охраны его сопровождала супруга Елена Горбунова. Каждую сторону представляли примерно двадцать юристов, пишет РАПСИ.
Свой иск Березовский инициировал в 2007 году, когда Абрамович еще был губернатором Чукотки. Начать официальное судебное разбирательство удалось лишь после того, как Березовский лично вручил Абрамовичу повестку в лондонском бутике Hermes.
Березовский утверждал, что вместе с ныне покойным Бадри Патаркацишвили владел 49% акций телекомпании ОРТ, правами на 43,5% акций «Сибнефти» и 25% акций «Русала». Истец пытался доказать, что под давлением Абрамовича был вынужден продать в 2000—2004 годах доли в «Сибнефти» и «Русале» по цене существенно ниже рыночной. За свою долю в «Сибнефти» Березовский получил $1,3 млрд, а в 2005 году компания была куплена «Газпромом» за $13,1 млрд. В целом
свои потери от невыгодных сделок, якобы навязанных ему Абрамовичем с ведома Владимира Путина в начале 2000-х, опальный бизнесмен оценил почти в $5,6 млрд.
По его мнению, Абрамович воспользовался изменением политической конъюнктуры — потерей влияния Березовского в Кремле и его эмиграцией в Лондон, чтобы заставить продать перспективные активы дешево. Давая показания в суде, Березовский заявил, что Абрамович, воспользовавшись доверием, «кинул» его.
Абрамович это опровергал, доказывая, что Березовский никогда не был реальным совладельцем бизнеса и получал выплаты лишь за стандартную для России 1990-х «крышу» и лоббистские услуги.
Адвокат Абрамовича назвал Березовского «крестным отцом» российской политики того времени, к которому Абрамович обратился, так как «нельзя было заниматься бизнесом, не имея выхода на власть».
Деньги, нередко наличными, Абрамович, по его словам, выплачивал за помощь в приватизации «Сибнефти» и скупке алюминиевых активов.
В ходе процесса были затронуты яркие приметы жизни России эпохи 90-х — начала 2000-х. В частности, адвокат Березовского рассказал, как Березовский уговорил президента Бориса Ельцина создать «Сибнефть» из двух государственных компаний, с тем чтобы после приватизации она оказалась у Абрамовича. Согласно условиям сделки, «Сибнефть» следовало использовать как источник финансирования телеканала ОРТ, который в 1996 году должен был поддержать Ельцина во время президентских выборов.
В процессе судебных заседаний было допрошено множество свидетелей, в том числе Александр Волошин, Олег Дерипаска, Евгений Тененбаум и Евгений Швидлер.
Михаил Черной, находящийся в международном розыске и заявленный Борисом Березовским в качестве свидетеля, отказался давать показания. Однако в июле в Лондонском суде стартовало судебное разбирательство, где истцом выступил уже сам Черной, подавший иск против Олега Дерипаски. Черной претендует на компенсацию в $1 млрд за 20% акций «Русского алюминия» (в 2006 году «Русский алюминий» вошел в ОК «Российский алюминий», подконтрольный Дерипаске). В материалах суда, как и в разбирательстве Березовского с Абрамовичем фигурируют выражения «понятийные обещания заплатить», «крыша», «доля», «общак» и рекомендации «красить кладбищенскую оградку».
В британском праве существует понятие прецедентная сила, поэтому нынешнее решение может оказать влияние на рассмотрение дела Михаила Черного против Олега Дерипаски, полагает Рачков.
Инвесторы, бизнесмены и юристы высказываются о результатах процесса Березовский — Абрамович в Лондоне.