В первом полугодии 2012 года жители России сократили крупные статьи своих расходов, следует из опроса исследовательского холдинга «Ромир». Больше всего потребители урезали расходы на одежду. Если во втором полугодии прошлого года 43% семей называли траты на покупку одежды и обуви в числе крупных расходов, то в первом полугодии 2012 года таких насчитывалось лишь 32%.
С 24 до 18% уменьшилась доля семей, которые тратили значительные деньги на оплату медицинских услуг. «Это свидетельствует о том, что в рамках мер по «секвестированию» семейного бюджета россияне стали чаще обращаться к бесплатным медицинским услугам», — объясняют в «Ромире».
Также заметно сократилась доля семей, в бюджетах которых крупными статьями являлись расходы на ремонт в квартире или на даче (с 18 до 13%) и повседневные развлечения — с 14 до 7%.
Не готовы российские граждане экономить на покупке или ремонте автомобиля, отдыхе, а также приобретении бытовой техники и мобильных устройств.
Число семей, потратившихся на ремонт машины, составило 12% (ранее 11%), на покупку — 7%. Прежними остались затраты на отпуск — 18% (ранее 19%), бытовую технику — 6%, ювелирные украшения — 5% (ранее 4%), компьютер — 5% (ранее 6%) и видеотехнику — 4%. Доля потребителей, не пожалевших денег на мобильный телефон, составило 9% (ранее 10%). Впрочем, в «Ромире» это объясняют тем, что «мобильный телефон уже перестал быть крупной покупкой предварительного выбора и перешел в разряд повседневных непродовольственных товаров импульсивного спроса».
Почти каждый четвертый участник опроса признался, что не тратил деньги ни на одну перечисленную в анкете группу товаров.
Во втором полугодии жители России намерены еще более сократить расходы, экономя «решительно на всем», выяснили эксперты «Ромира»: «Например, вложившись в ремонт автомобиля в первой половине года, потребители уверены, что во втором полугодии им удастся избежать затрат».
В опросе «Ромира» приняли участие 1,5 тыс. респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех восьми федеральных округах. Уровень погрешности при данной выборке составляет 3%, отмечают исследователи.
«Стремление потребителей экономить связано с общей нестабильностью и предкризисными ожиданиями. По этой же причине может уменьшиться доля тех, кто использует для крупных покупок кредитные ресурсы», — полагает Елена Хромова из BDO.