Уважаемый Владимир Владимирович!
В соответствии с указанными поручениями Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности (далее - Комиссия) о выполнении мероприятий, направленных на объединение ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» на базе ОАО «Роснефтегаз», и об обеспечении проведения мероприятий, направленных на реализацию пакетов акций ОАО «Иркутскэнерго», принадлежащих ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», и акций ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», находящихся в собственности ОАО «РусГидро», в пользу ОАО «Роснефтегаз» Правительство Российской Федерации докладывает.
Правительством Российской Федерации проанализированы представленные на рассмотрение Комиссии материалы по указанным выше вопросам.
I. В отношении плана мероприятий, направленных на реализацию процедуры объединения ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» на базе ОАО «Роснефтегаз», проведенный анализ выявил следующие существенные недостатки представленной модели объединения компаний.
1. Для осуществления сделки необходим значительный объем средств в общей сумме до 400 млрд. рублей на выкуп акций у миноритарных акционеров ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС», а также досрочное погашение кредиторской задолженности в рамках законодательства Российской Федерации, которые в настоящее время отсутствуют у ОАО «Роснефтегаз».
2. Объединение на базе Национальной сетевой компании, предложенной к созданию ОАО «Роснефтегаз», по сути является приватизацией государственных компаний в связи с отчуждением пакетов акций из собственности Российской Федерации, что потребует изменений действующего законодательства Российской Федерации, особого порядка согласования в соответствии с поручением от 1 августа 2012 г. № Пр-2029, повлечет потерю управляемости сетевым комплексом со стороны государства и осуществления соответствующих контролирующих функций по вопросам, связанным с обеспечением надежного и бесперебойного энергоснабжения конечного потребителя, оперативным реагированием на чрезвычайные ситуации в электросетевом комплексе, подготовкой и прохождением осенне-зимнего периода, тарифным регулированием в отрасли с учетом значимости влияния принимаемых решений на развитие всех территорий Российской Федерации.
3. Предложенный план мероприятий по объединению компаний противоречит Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также основополагающим принципам реформирования электроэнергетики.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации считает нецелесообразным реализацию предложенного плана мероприятий, направленного на реализацию процедуры объединения ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» на базе ОАО «Роснефтегаз».
Вместе с тем существуют альтернативные варианты объединения электросетевого комплекса - объединение ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК»:
а) присоединение ОАО «Холдинг МРСК» к ОАО «ФСК ЕЭС» и переход на единую акцию без учета ДЗО ОАО «Холдинг МРСК». Риски при таком подходе также связаны с реализацией оферты миноритарными акционерами к ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК», которые предварительно оцениваются
Возможность государственного «Роснефтегаза» (владеет 75,16% «Роснефти», 10,7399% «Газпрома», а также 7% акций Каспийского трубопроводного консорциума) выступить инвестором компаний ТЭК, которые могут быть приватизированы, следует из указа, подписанного Путиным в мае 2012 года. «Роснефтегаз», согласно указу, должен предоставлять программу финансирования сделок по продаже этих акций, для которых будут использованы дивиденды. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил тогда, что деятельность «Роснефтегаза» направлена «на обеспечение стабильности этого сектора на фоне приватизационного процесса».
Осведомленные источники сообщали, что Сечин, возглавляющий «Роснефть» и совет директоров «Роснефтегаза», намерен создать на базе госкомпании крупный многопрофильный холдинг (условно называемый «РосТЭК»), который мог получить в управление «Транснефть» и «Зарубежнефть», а в энергетике — объединенные активы ФСК и МРСК, «Интер РАО ЕЭС» и «Русгидро».
Тогда же в мае Путин подписал указ о включении крупнейших энергетических госконцернов — «Русгидро», МРСК, ФСК и «Системного оператора» — в категорию стратегических предприятий, что перевело их из сферы компетенции правительства в сферу компетенции Кремля. Приватизация этих компаний была отложена на неопределенный срок.
Правительство единогласно выступило против объединения ФСК и МРСК на базе «Роснефтегаза».
«Они (предложения «Роснефтегаза» — прим. «Газеты.Ru») были изложены на заседании комиссии при президенте по развитию ТЭК, но не получили одобрения», – сообщил Дворкович по итогам заседания комиссии в июле. Против интеграции ФСК и МРСК на базе «Роснефтегаза» выступают все члены правительства, поскольку нет аргументов за, уточнил вице-премьер «Газете.Ru», добавив, что в правительстве поддерживают вариант слияния без «Роснефтегаза». В письме Путину Дворкович подробно рассмотрел минусы предложения Сечина и плюсы правительственного.
На выкуп акций у миноритарных акционеров при первой схеме потребуется 400 млрд руб, подсчитал Дворкович.
Государство при этом потеряет контроль над электросетями в части обеспечения энергией потребителей, реагирования на чрезвычайные ситуации и тарифного регулирования. Эта схема, пишет Дворкович, противоречит закону «Об энергетике» и принципам реформы электроэнергетики, которая и отделила генерацию от распределения.
Вице-премьер предлагает присоединить МРСК к ФСК ЕЭС и перейти на единую акцию, без учета дочек МРСК. Риски при таком подходе связаны с предъявлением к выкупу акций миноритариями обеих компаний (расходы предварительно оцениваются Минэнерго в 98 млрд рублей), а также с возможными требованиями кредиторов на сумму около 300 млрд рублей.
Второй вариант предполагает внесение госпакета акций МРСК (55,95%) в уставный капитал ФСК. Расходы на выкуп у миноритариев холдинга в этом случае — до 37,2 млрд рублей, а кредиторы могут предъявить к погашению 189,1 млрд рублей, но этот риск, как убеждает Дворкович, минимален.
В обоих вариантах акции остаются в федеральной собственности.
Еще одно предложение Сечина, которое критикуется в письме — участие «Роснефтегаза» в докапитализации «Русгидро» и «Интер РАО». «Роснефтегаз» намерен в 2012–2013 годах участвовать в допэмиссиях «Русгидро» и «Интер РАО» на 85 млрд рублей, которые необходимы компаниям для строительства на территории Киргизии Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1. Начало реализации проектов запланировано на 2015 и 2018 год соответственно.
Председатель правления «Русгидро» Евгений Дод практически одновременно с Дворковичем написал президенту и попросил ускорить меры по докапитализации компании согласно предложениям «Роснефтегаза», чтобы завершить эти мероприятия не позднее I квартала 2013 года.
Но правительство считает выделение денег раньше середины 2015 года нецелесообразным, поскольку не готово технико-экономическое обоснование проектов, и называет это «неэффективным использованием денежных средств, находящихся на счетах «Роснефтегаза».
Дворкович также высказался против передачи 40% акций «Иркутскэнерго» «Роснефтегазу». Эти акции нужны «Русгидро» для обмена, чтобы получить блокирующий пакет в «Евросибэнерго». Продажа акций «Иркутскэнерго» «Роснефтегазу» без их последующего приобретения «Русгидро» блокирует возможность осуществления сделок по консолидации сибирских гидроактивов, считает вице-премьер.
Вся сложная схема «Роснефтегаза» — продажа пакета акций «Иркутскэнерго», допэмиссия Интер РАО и «Русгидро» будет стоить «Роснефтегазу» практически всех его денег — 163,5 млрд рублей, пишет Дворкович. Он предлагает передать в капитал «Русгидро» 50 млрд рублей, которые «Роснефтегаз» перед этим выплатит государству как дивиденды за 2011 год, и прямую продажу акций «Иркутскэнерго» компании «Русгидро».
«То, что правительство и комиссия не поддержали идею Сечина, можно расценивать как публичный вызов. Окончательное решение по ФСК и МРСК покажет относительную силу Сечина и Дворковича, а та сторона, чья схема в итоге будет принята, окажется не только аппаратным победителем, но и будет восприниматься общественным сознанием как доминирующая», – говорит Николай Петров из Московского центра Карнеги.
«Сложившаяся неопределенность с объединением ФМК и МРСК отражается на капитализации обеих компаний, — говорит Василий Конузин из АФК «Алемар». — Речь идет о полной неопределенности не только в том, кого к кому присоединят и кто будет номинальным держателем распредсетей. Есть ключевые вопросы, которые могут затронуть и производство. Это негативно сказывается на привлечении средств для обеих компаний, у которых колоссальные инвестиционные обязательства. Производственного потока обеих компаний пока хватает только на обслуживание долгов, которых они набрали. Но чтобы вкладывать по 150–200 млрд рублей в год в строительство новых мощностей, сетей, нужно идти за заемным капиталом».
Решение, по его словам, даже с учетом сезона отпусков, можно было бы принять за два месяца. «Но сейчас началось перетягивание каната», — констатирует он. «С точки зрения бизнеса предложение Дворковича более привлекательно, поскольку объединение всех активов в одну холдинговую структуру создает риски. А Сечин — дополнительный отпугивающий элемент для западного капитала», — говорит Конузин.