ФАС и Минэнерго совместно вырабатывают механизм, который позволит обязать нефтяные компании регулярно продавать через биржу не менее 10% от объема поставок различных видов нефтепродуктов на внутренний рынок, сообщил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин «Интерфаксу». В ведомстве подготовили для этого три документа. Это проект постановления правительства о регулярных торгах на биржевой площадке, которые будут соответствовать планам компаний по производству нефтепродуктов на предстоящий год с помесячной разбивкой. Второй документ — совместный приказ ФАС и Минэнерго, который устанавливает объемы поставок на внутренний рынок.
«Авиатопливо, бензин, дизельное топливо, мазут, нефть... должны поставляться в постоянном режиме и не менее 10% от объема поставок на внутренний рынок», — отметил замглавы ведомства.
Кроме того, ведомства подготовили порядок предоставления компаниями информации об аффилированных лицах. «Если на бирже будет значительный объем сделок между аффилированными лицами, то эти объемы не будут учитываться при оценке соблюдения требования по 10% от объема поставки на внутренний рынок. Это пороговое значение является одним из индикаторов ликвидности торгов», — добавил Голомолзин.
Ранее ФАС предлагала обязать НК продавать на бирже не менее 15% объемов произведенных нефтепродуктов. Об этом шла речь в законопроекте «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты», представленном службой на согласование в профильные ведомства весной прошлого года. Минэнерго поддержало эту идею, но предложило включить это положение в своей законопроект «О нефти». В итоге подготовка документов ведомствами затянулась.
Фактически нефтекомпании уже выполняют норму в 15%, утверждают на биржах.
«В прошлом году через биржу по факту продавалось около 7% всех производимых в России нефтепродуктов — это около 15% от продукции, поставляемой на внутренний рынок. В этом году эта цифра составляет чуть меньше — порядка 6%» , — рассказал «Газете. Ru» вице-президент ЗАО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» (СПбМТСБ) Михаил Темниченко. — То есть инициативы ведомств по продаже около 10% с дифференциацией по разным видам топлива можно расценивать как шаг назад».
Но сейчас цена на бирже оказывает сейчас лишь косвенное влияние на формирование розничной и мелкооптовой цены, говорит директор по развитию «Кортеса» Павел Строков. «Чтобы цены на бирже выступали полноценным ценовым индикатором, необходимо их нормализовать, то есть подвести под определенные правила и нормы», — считает он. Цены на биржевом рынке могут быть в отдельные периоды ниже цен внебиржевых сделок, а в период дефицита выше, говорит Темниченко.
«На товарной бирже сейчас в отличие, например, от фондовой фактически нет четких правил игры. Есть сложности с регулированием», — отмечает первый вице-президент Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса (МБНК) Антон Карпов. Фактически это спотовый рынок, согласен Строков.
«Конечно, если бы биржа работала идеально, все бы на ней и торговали», — сказали «Газете.Ru» в «ЛУКойле», который, по его данным, продает на бирже около 10% производимых светлых нефтепродуктов.
Ранее чиновники и сами участники биржевых торгов жаловались на то, что биржевой торговле не хватает прозрачности. Так, в прошлом году выяснилось, что нефтекомпании часто продают нефтепродукты сами себе или выставляют эти объемы неравномерно, создавая дефицит. В итоге ФАС даже возбудила дела против двух бирж (МБНК и СПбМТСБ) по признакам нарушения справедливости торгов. На каждой из бирж, по утверждениям их представителей, сейчас работает около тысячи участников.