Власти индийского штата Гоа хотят запретить российским и израильским туристам создавать анклавы на побережье и устанавливать там «свои правила», сообщил главный министр штата Манохар Паррикар, слова которого цитирует индийское издание Business Standard.
Власти штата не потерпят существование поселений, в которых не используется национальный язык, заявил Паррикар. «Те, кто устанавливает надписи на иностранных языках (кроме английского), будут лишены лицензий на осуществление торговой деятельности», – отметил Паррикар.
Отели и рестораны, ориентированные на российских и израильских туристов, будут лишать лицензий, если они не уберут надписи и меню на русском и иврите из меню, добавил чиновник.
«Речь идет не просто о туристах из России, а о дауншифтерах, которые приезжают на Гоа и живут там дикарями или снимая бунгало дольше, чем три месяца, — объясняет представитель Ростуризма Ирина Щеголькова. – Там действительно есть целые колонии, и правила, по которым живут там россияне, не всегда сочетаются с правилами жизни и поведения в Индии. Это и вызывает недовольство местных властей». Но официальных жалоб в отношении российских гостей в адрес властей РФ никогда не поступало, добавляет она.
Заявление о запрете анклавов в стране звучит странно, министр не приводит никаких существенных аргументов, считает Майя Ломидзе из Ассоциация туроператоров России. «Если бы наши туристы способствовали на Гоа разгулу криминала или нарушали визовый режим, тогда недовольство властей можно было бы понять. Но они, наоборот, должны быть заинтересованы в привлечении российских туристов», — недоумевает она.
Предприниматель российского происхождения, управляющий отелем в Гоа, говорит, что пока меры против российских и других иностранных бизнесменов властями штата не принимались. «Но нежелание индийцев пускать иностранцев в бизнес есть», — подтверждает он.
«Недавно избранный министр Гоа Манохар Паррикар всегда был настроен по-дружески по отношению к иностранцам. Но местные жители, чья предпринимательская деятельность не пользуется популярностью, завидуют успешным бизнесменам из России. Поэтому сейчас министру важно завоевать доверие избирателей», — разделяет это мнение предприниматель, проживший в Гоа более 20 лет.
Впрочем, индийским властям не удастся свернуть бизнес русских, считает он. «Большинство иностранцев ведут легальный бизнес, и он положительно влияет на экономику страны. Гоа нужны русские», — говорит бизнесмен.
Если власти Индии запретят «российские» поселения (согласно индийским законам, иностранцы не имеют права владеть недвижимостью в Индии, поэтому ее приходится оформлять на подставных лиц) или приостановят поток российских туристов в Гоа, то это негативно скажется в первую очередь на местных жителях. Для жителей штата иностранные туристы — это основной источник дохода, соглашается медиадиректор компании SUP Антон Носик, который отдыхает в Гоа практически каждый год.
«Если местный житель Гоа в прошлом году сдавал свой дом российским туристам, а в этом году он не найдет себе постояльцев, то вся его большая индийская семья останется без средств. У туристов из других стран этот курорт не пользуется большой популярностью».
«Подобные заявления администрация штата делает перед началом каждого туристического сезона, и они еще ни разу не материализовались в какой-либо закон. Туризм формирует львиную долю дохода штата, от которого никто из властей или местного населения никогда не откажется», — подтверждает коммерческий директор «Санрайз-тур» Иван Цепков. За последние три года турпоток из России в Гоа вырос почти в три раза. В 2011 году из России в штат отправились 95,5 тыс. человек. По данным оператора «ГрандТурВояж», еще в 2008 году около 90% отдыхающих в Гоа были русские. «Сейчас доля российских туристов сократилась до 50%, остальные — европейцы», — говорят в агентстве.
Гостиниц в Гоа не так много – в основном там частные гестхаусы и бунгало, владельцы которых сдают их туристам. «Большинство людей, которые живут на Гоа, сдают свои квартиры в Москве и на эти деньги приезжают и живут там целый сезон», — говорит россиянка, постоянно отдыхающая в Гоа.
Ажиотаж в Гоа начался в кризисный 2008 год, когда люди сдавали московские квартиры и переезжали из дорогой столицы на побережье Индийского океана, напоминает Щеголькова: «Там дешевая жизнь, тепло, фрукты. Дороже остального стоит билет на Гоа».
«Виза выдается на полгода. Но по ее окончании особо никто не беспокоится. Если захотелось вернуться домой — достаточно дойти до посольства и тебя депортируют», — рассказывает один из дауншифтеров.