Госдума в среду приняла в первом чтении скандальный законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Он готовился полтора года и работа над документом сопровождалась дискуссией между Федеральной антимонопольной службой, инициировавшей подготовку действующего 94-го закона о госзакупках, и Минэкономразвития. Конфликт двух ведомств вышел в публичную сферу. Не обошлось без конфликта и при обсуждении заоконпроетку в Госдуме.
Докладчик по законопроекту - замминстра экономического развития Михаил Осеевский – первым делом раскритиковал действующий закон о госзакупках, назвав его узким. «94-й закон описывает только процедурные вопросы – как размещать госзаказ, оставляя за скобками главный вопрос: что мы размещаем, для чего мы размещаем и что получаем в конце?» - сказал Осеевский.
Если действующий закон применяет только три способа проведения торгов (аукцион, электронный конкурс и запрос котировок), то законопроект о ФКС вводит дополнительные способы закупок. Например подрядчиков будут отбирать при помощи фильтра предварительной квалификации. Также будет введен конкурс с ограниченным числом участников торгов для сложных товаров и услуг, в частности, в сфере строительства, агитировал Осеевский.
Важнейшая новелла законопроекта, по мнению Осеевского, - введение института контрактной службы. Вводится персональная ответственность чиновника за соответствие цены контракта его качеству.
Наконец, законопроект усиливает защиту интересов государства – предусматривается одностороннее расторжение контракта госзаказчиком. «Сейчас госзаказчик вынужден годами расторгать контракты, по которым контрагент не выполняет своих обязательств», - пожаловался чиновник, уточнив, что подрядчик тоже будет вправе расторгать контракт с государством.
Если законопроект будет принят, то у чиновников не останется возможности «для закупки золотых унитазов, дорогих автомобилей и других товаров с избыточными характеристиками», резюмировал представитель Минэкономразвития.
У депутатов тем не менее нашлось не мало возражений и дополнений к законопроекту. Депутат от «Единой России» Игорь Игошин сообщил, что законопроект не решает проблему стимулирования отечественного производителя с помощью размещения госзаказа.
Депутат от КПРФ Анатолий Локоть поинтересовался о замминистра, как закон о ФКС будет регулировать сферу оборонзаказа? «Действующий закон о госзакупках – серьезный тормоз для развития нашей оборонки», - обосновал свой вопрос депутат. Осеевский сообщил, что сфера ОПК будет регулироваться поправками в закон о гособоронзаказе.
«Законопроект о ФКС написан на нескольких сотнях страниц, а заканчивается хиленькой рамочной статьей 98 об ответственности за нарушение этого закона. Коррупцию в системе госзакупок не победить, если не будет хорошего цепного пса», - негодовал депутат от ЛДПР Дмитрий Савельев.
Он предложил наказывать чиновника за коррупцию «не как в Китае, расстрелом, но конфискацией имущества и пожизненной дисквалификацией».
Оказалось, что Минэкономразвития думает примерно так же, как системная оппозиция в лице партии Владимира Жириновского. «Вы попали в точку!» - ответил депутату Осеевский. Он сообщил, что в ближайшее время в правительство будет внесен законопроект об усилении ответственности за нарушение норм закона о ФКС. Но речь идет о поправках в административный кодекс, а не в уголовный. «Но, возможно, это будет тема для дискуссии в будущем», - примирительно пообещал чиновник.
Но такой ответ не устроил другого депутата от ЛДПР – Максима Рохмистрова.
«Правительство предлагает административную ответственность , это типа оно говорит: ребята, воруйте, но делитесь с государством, от наворованного процентов 10 нам отдайте!» - возмутился Рохмистров. Он предложил наказывать чиновников, нарушивших закон о ФКС, как за казнокрадство, по УК.
Депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев раскритиковал законопроект Минэкономразвития за то, что в нем содержится много статей, относящих контроль за госзакупками на усмотрение правительства. Фракция эсэров единственная их думских фракций отказалась поддержать законопроект.
Реформировать систему госзаказа предложил в ноябре 2010 года президент Дмитрий Медведев, мотивировав это тем, что на госзакупках по коррупционным схемам государство теряет ежегодно до 1 трлн рублей. ФАС и Минэкономразвития подготовили варианты законопроектов о госзакупках. Профильные ведомства несколько месяцев обсуждали два конкурирующих документа. МЭР предложило концепцию закона «О федеральной контрактной системе», разработанную Высшей школой экономики. ФАС настаивала на поправках в действующий 94-й закон о госзаказе или кардинальной правке законопроекта о ФКС. Возражения антимонопольной службы вызывали не менее 20 статей. Нарпртмер, ФАС настаивала на отмене нормы, дающей право чиновнику проводить «предварительную квалификацию» подрядчиков. По словам начальника управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаила Евраева, если принять предложенный МЭР вариант, то чиновник с помощью «предквалификации» сможет произвольно отсекать поставщиков по критерию репутации.
Требование о предквалификации сохранено в итоговом варианте, но смягчено, поясняли ранее «Газете.Ru» в Минэкономразвития. Критерии предквалификации не будут произвольными, их разработает правительство. В частности, исполнитель госзаказа будет должен иметь как минимум опыт пятилетней работы в отрасли. Кроме того, участник должен иметь опыт выполнения аналогичного контракта стоимостью более 20% от цены контракта, на который он претендует
.
Еще одно разногласие касалось возможности расторжения госзаказа. В варианте МЭР чиновник наделялся правом по своему усмотрению расторгать заказ. Эту норму под давлением ФАС уточнили. Теперь расторжение госзаказа возможно как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. У последнего будет возможность оспорить решение чиновника в ФАС в течение 10 дней.
Примирил чиновников первый вице-премьер Игорь Шувалов, после чего законопроект о ФКС был внесен в Госдуму. Предполагается, что он вступит в силу в 2013 году.