Роман Троценко покидает «Объединенную судостроительную корпорацию». Топ-менеджер направил в аппарат Дмитрия Рогозина, вице-премьера, курирующего оборонно-промышленный комплекс, и в совет директоров ОСК заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности с 1 июля, рассказал ИТАР-ТАСС источник, близкий к судостроительному холдингу.
По данным информагентства, на пост президента корпорации претендуют заместитель Троценко Анатолий Тюков, руководитель ПО «Севмаш» Андрей Дъячков и председатель совета директоров «Совкомфлота» Илья Клебанов.
Получить оперативные комментарии ОСК в пятницу вечером не удалось.
Троценко возглавляет ОСК с осени 2009 года. Он пришел в госкомпанию из бизнеса.
Структуры, связанные с топ-менеджером ОСК, контролируют аэропортовую группу «Новапорт», выступают акционерами девелоперской группы «Поток» (бывшая Mirax), владеют производством яхт и «Московским речным пароходством». Активы семьи Троценко и его партнеров объединены в холдинг AEON.
Сам Троценко ранее объяснял, что его бизнес ориентирован на скупку проблемных компаний и их финансовое оздоровление. Основной задачей топ-менеджера в должности президента ОСК также стала консолидация профильных предприятий на базе корпорации, недопущение вывода активов и перезапуск заводов, оказавшихся в предбанкротном состоянии.
Сейчас «Объединенная судостроительная корпорация» работает в форме открытого акционерного общества со стопроцентным участием государства в капитале. Госкомпания объединила конструкторские бюро, судоремонтные и судостроительные предприятия в четыре блока. Первый сформирован на базе 13 профильных КБ — от Москвы до Владивостока. Остальные три блока — это региональные кластеры судостроения: северный на базе 4 предприятий с центром в Северодвинске, западный (7 заводов, включая «Северную верфь», с центром в Санкт-Петербурге) и дальневосточный на базе 10 региональных предприятий, с центром во Владивостоке. По собственным оценкам ОСК, корпорация реализует 80% судостроительных проектов в России. 7 июля правительство утвердило расширенный план приватизации, в который вошла «Объединенная судостроительная корпорация». К 2016 году государство планирует снизить долю в ОСК до 50% минус одной акции.
Андрей Рожков, аналитик «Метрополя», говорит, что не помнит очевидных сбоев в работе Троценко, которые могли бы стать причиной увольнения сверху.
Самыми громкими публичными конфликтами за время работы Троценко в ОСК стали споры с Минобороны и структурами предпринимателя Сергея Пугачева, владевшими петербургскими предприятиями «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также конструкторским бюро «Айсберг». В ходе корпоративного спора ОСК сменила гендиректора «Северной верфи», но завод не признал решение легитимным. Ситуация не урегулирована до сих пор.
Проблемы с Минобороны связаны с стоимостью поставок для ВМФ в рамках гособоронзаказа. В частности, до конца мая не были согласованы цены на подводные лодки проекта «Борей».
Спор вокруг стоимости «Бореев» длится с прошлого года, когда государство приняло решение заказать для ВМФ 8 подлодок этого класса до 2018 года, а впоследствии увеличило размер заказа до 10 подлодок. За контракт на серию из пяти «Бореев» ОСК рассчитывала получить около 130 млрд рублей, то есть примерно 26 млрд рублей за единицу. Эта сумма, по утверждению судостроителей, — минимальный уровень рентабельности. Военные, напротив, считают, что ОСК закладывает в стоимость конечного изделия не связанные с производством издержки.
«Динамичный руководитель, яркая личность», — описал впечатления от работы Троценко аналитик «Тройки диалог» Михаил Ганелин. Пойдет на повышение, заявляет источник ИТАР-ТАСС, не сообщая подробностей. Ранее источники «Газеты.Ru» говорили о возможном переходе Троценко в федеральные органы власти, в частности в Минтранс.
Но накануне топ-менеджер получил предложение войти в президентский совет по модернизации экономики.
А после появления информации об уходе из ОСК Троценко выступил с заявлением о заинтересованности в развитии атомной науки, «разработки которой нужны для флота».
«Именно судостроители яснее многих понимают необходимость развития атомной отрасли и энергообеспечения для эффективного решения целого ряда проблем автономного функционирования флота, и в некоторых случаях, также морской и шельфовой техники и, прежде всего, в тяжелых полярных условиях», - сказал он «ИТАР-ТАСС».