«С зимнего сезона — с 1 декабря 2012 года — авиакомпания полностью переходит на выполнение чартерных рейсов», — сообщили в Росавиации.
Сейчас перевозчик проводит плановое поэтапное сокращение регулярных рейсов, добавил представитель ведомства. «Авиалинии Кубани» возвращают деньги за билеты, а где-то пересаживают пассажиров на рейсы других авиакомпаний», — сказал чиновник, добавив, что претензий к финансовому состоянию перевозчика у Росавиации нет, как «нет и поводов для паники».
С 18 июня «Кубань» отменяет рейсы из Москвы в Екатеринбург и Владикавказ, подтвердили в пресс-службе авиакомпании.
Регулярный рейс Москва — Екатеринбург (три раза в неделю) был введен в летнем расписании с 27 марта 2012 года. Рейс до Владикавказа с 11 мая стал ежедневным, до тех пор выполнялся четыре раза в неделю. Цены «Кубани» на этих направлениях были ниже рыночных. В частности, на сайте компании можно было купить билет до Владикавказа по цене от 4,5 тысяч рублей. Компания S7 предлагает это же направление с вылетом 22 июня за 6,5 тысяч рублей; UTair — за 11 тысяч рублей.
«Кубань» закрывает эти направления в связи с нерентабельностью на фоне высокой конкуренции и экономической неэффективности самолетов Як-42 на этих маршрутах, пояснили в авиакомпании. После завершения обновления парка за счет судов иностранного производства перевозчик не исключает возвращения на эти направления.
Деньги за неиспользованные билеты будут возвращены, обещают в «Кубани», не уточняя глубину продаж. У компании есть договоренность о перевозке пассажиров отмененных рейсов с другими авиаперевозчиками. Остальные рейсы «Кубани» остаются в расписании, говорят в компании.
Главный редактор аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает уход «Кубани» на рынок чартерных перевозок логичным. «Выдержать конкуренцию с «Аэрофлотом», UTair, S7 и «Уральскими авиалиниями» сложно, — поясняет эксперт. — Чартерный рынок сейчас постепенно поднимается: это стабильный доход».
Но у «Кубани» серьезные долги. «На чартерах выйти из финансовой ямы перевозчику будет сложно», — считает Пантелеев.
«Зимнее расписание еще формируется», — не подтвердили в авиакомпании информацию Росавиации об полном уходе с рынка регулярных перевозок.
«Кубань» занимает 16-е место среди российских авиакомпаний по объему перевозок: за январь — апрель 2012 года, по данным Росавиации, услугами «Кубани» воспользовались более 210 тысяч человек. Но занятость кресел на рейсах перевозчика снижается: по итогам первых месяцев года она составила 64,6% (почти на 2% меньше, чем за тот же период 2011-го). У ближайших по объему перевозок компаний «Якутия» и «Ямал», напротив, этот показатель растет до 68,6% (+1,5%) и 62,2% (+9,2%) соответственно.
Компания убыточна: за 9 месяцев 2011 года чистый убыток составил более 425 млн рублей (отчет за 2011 год в целом на сайте компании не опубликован). Уже несколько месяцев «Базовый элемент» Олега Дерипаски, владеющий «Кубанью», ищет инвестора, которому смог бы передать компанию в управление.
Пока компания оптимизирует расходы, постепенно выводя из парка самолеты Як-42. Персонал, задействованный в обслуживании этих машин, ждет сокращение, сообщал ранее источник «Интерфакса». «Сейчас у нас трудятся 900 человек, в ближайшее время планируется поэтапное сокращение до 400 сотрудников», — говорил собеседник агентства. В «Кубани» настаивают, что изучают возможность переобучения персонала с Як-42 на иностранные машины и прорабатывают вопрос об использовании персонала в наземных службах.
«Есть небольшая задержка с выплатой заработной платы за май, но в ближайшее время задолженность будет погашена», — говорят в «Кубани», добавляя, что компания остается финансово устойчивой и выполняет перед партнерами все финансовые обязательства.
«Базовый элемент» обеспечивает текущую деятельность компании, но для развития нужны серьезные дополнительные вложения, признает представитель «Базэла». Инвестор, готовый прийти в авиакомпанию, все еще не найден.
Уходить из «Кубани» полностью «Базэл» не планирует, так как «для стабильного развития наших аэропортов в Краснодарском крае важно наличие базового перевозчика». «Мы рассматриваем возможность привлечения стратегического партнера, который был бы заинтересован в совместном управлении, — говорят в компании. — Таким партнером мог бы стать Краснодарский край».
«Сегодня вряд ли возможны такие крупные сделки. Они нецелесообразны для бюджета региона», — сказал ранее замруководителя краевого департамента имущественных отношений Михаил Синицын. Администрация края, наоборот, стремится освободиться от непрофильных активов, добавил он. «Лет пять назад администрация края, являясь миноритарным акционером ОАО «Авиалинии Кубани» (менее 1% акций), окончательно вышла из управления компанией, сбросив эти акции. То есть мы даже от формального участия в деятельности перевозчика отказались», — добавил чиновник.