5 июня в Арбитражном суде Москвы состоялось предварительное заседание по иску Эскерхана Муталибова к авиакомпании «Трансаэро» и реестродержателям «Трансаэро» ОАО «Реестр» и ЗАО «Компьютершер регистратор». Муталибов требует взыскать с ответчиков более 1,6 млрд рублей в качестве убытка, «причиненного неисполнением или ненадлежащем исполнением обязательств».
В 2000 году 19-летний Муталибов приобрел 5% акций «Трансаэро» (более 7,69 тыс. штук), утверждает адвокат истца Татьяна Морозова. У каких компаний были куплены акции, она назвать отказалась, добавив, что «эти предприятия связаны со скандальной личностью».
В 2000 году 38% акций авиакомпании принадлежали структурам предпринимателя Бориса Березовского. Получить комментарий бизнесмена во вторник не удалось.
«Договор приобретения акций есть. При необходимости мы его предоставим суду», — добавляет она. Покупку профинансировал его отец, Магомед Муталибов. Муталибовы и Плешаковы — Ольга и Александр, сейчас основные владельцы авиакомпании, — «дружили семьями», говорит Морозова.
В момент приобретения акций Муталибов-младший, выходец из Чечни, жил в Москве, но почти сразу после этого уехал в Германию, а затем в Великобританию. С 2003 года он не пересекал границу России, так как обосновался в Лондоне и рассчитывал на британское подданство.
«Сейчас проходит процедура получения подданства, поэтому Эскерхан Муталибов не может присутствовать на процессе лично, — поясняет Морозова. — Он готов сделать это только в случае крайней необходимости».
В деятельности компании Муталибов участия не принимал, доверив акции Плешаковой сроком на 3 года, утверждает представитель истца.
«Плешакова сама прилетела в Лондон, доверенность была оформлена в консульстве РФ за подписью консула», — говорит адвокат, добавляя, что «между Муталибовым и Плешаковами, в принципе, было полное доверие, есть фотографии, есть видеозаписи их совместных праздников, встреч; Муталибов-старший помогал «Трансаэро» вставать на ноги в кризисные годы».
В «Трансаэро» не комментируют ход процесса.
Эскерхан Муталибов фигурировал в списке акционеров «Трансаэро» с мая 2001 года, как владелец 5% бумаг. Судя по документам компании, Муталибов оставался в списке акционеров с аналогичной долей в 2002 и 2003 годах. Из списка он исчезает накануне общего собрания 2004 года: тогда в документах компании появляется новый владелец 5% акций — Сергей Опарин. Он владел акциями недолго: в мае 2005 года его в списке уже нет. К собранию 2005 года на 5% возрастает доля участия в компании Александра Плешакова. Сейчас он председатель совета директоров компании. В мае 2004 года Плешаков владел 27,81% акций, к маю же 2005-го он значился владельцем 32,81% акций.
В начале 2000-х годов «Трансаэро» не выплачивала дивиденды, так что Муталибов не интересовался этим активом; он акционер в нескольких компаниях — не может и не обязан каждый год проверять, сохранны ли его активы, поясняет Морозова.
«Вопрос акций стал актуален, когда «Трансаэро» вышла на открытый рынок и Муталибов решил продать свой пакет», — добавляет адвокат.
К тому моменту личные отношения между Муталибовыми и Плешаковыми были разорваны, говорит представитель истца.
В 2011 году Муталибов-младший запросил документы, необходимые для продажи акций, у реестродержателя «Трансаэро» — «Компьютершер Регистратор». Но не получил их, так как в реестре компании такого акционера не нашлось. Не смог предоставить официальную информацию о пакете и предыдущий регистратор «Трансаэро» — ОАО «Орел-реестр». Эта компания к тому моменту уже была присоединена к ОАО «Реестр»; в «Реестре» говорят, что в январе 2006 года документы по «Трансаэро» были переданы новому регистратору и самому эмитенту — авиакомпании. Эту позицию представитель «Реестра» подтвердил на заседании в суде.
«Мы не исключаем, что никаких документов по продаже акций нашим доверителем так и не найдется», — говорит Морозова, утверждая, что Муталибов акций не продавал. Тем не менее «в декабре 2011 года из ответов реестродержаталей (бывшего и действующего) я узнал о списании принадлежащих мне акций ОАО «Трансаэро» с моего лицевого счета», пишет Муталибов в исковом заявлении.
В архивах представителям Муталибова удалось обнаружить запись о том, что в марте 2004 года Муталибов продал пакет акций Додуркаеву Хамзату Зайнабдиевичу, причем продал лично, не через доверителя (в базе данных СПАРК Додуркаев Хамзат Зайнабдиевич значился как гендиректор ООО «ЛогоВАЗ авто» и ЗАО «ЛогоВАЗ-авто»). Морозова настаивает, что Муталибов акции не продавал.
Ответчики не признают требования Муталибова. «Истец не подтвердил свое право владения акциями «Трансаэро», — пояснил на заседании представитель «Трансаэро» Дмитрий Липицкий.
«Если истец действительно владел акциями, у истца, по крайней мере, должны быть соответствующие документы», — заметил юрист. Соответственно, истец не доказал наличие убытков, обращаясь в суд, добавил он. Источник, близкий к авиакомпании, считает, что действия истца «напоминают аферу, поскольку истец в суде не представил доказательств своих требований».
«Эти действия направлены на нанесение ущерба всем существующим акционерам авиакомпании», — добавил источник.
Заседание по иску назначено на 17 июля.