Миноритарии «ТНК-ВР холдинга» (ТВХ) получили шанс добиться возмещения ущерба от концерна ВР. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в ответ на кассационную жалобу миноритарного акционера ТВХ Андрея Прохорова принял решение вернуть дело по его иску в арбитраж Тюменской области. Дата заседания суда пока не назначена.
Ранее этот суд, а также Восьмой арбитражный апелляционный суд Омска уже отказали миноритарию по этому иску.
Основанием для иска Прохорова стала позиция концерна BP (материнская компания BP Russian Investments Limited) и BP Russian Investments Limited, выступающих акционерами российско-британского совместного предприятия TНK-BP. Британские инвесторы добились отклонения советом директоров TNK-BP Limited предложения об участии «ТНК-BP холдинга» в стратегическом партнерстве с государственной «Роснефтью».
В январе прошлого года «Роснефть» и ВР договорились о совместной разработке российского арктического шельфа, а также об обмене 9,5% акций российской компании на 5% ВР. Но сделка сорвалась из-за вмешательства российских акционеров ТНК-ВР, консорциума AAR (Alfa Михаила Фридмана — владеет 25% ТНК-ВР, Access Леонарда Блаватника — 12,5%, Renova Виктора Вексельберга — 12,5%). По мнению российских бизнесменов, альянс BP и «Роснефти» нарушил акционерные соглашения ТНК-ВР. Согласно им, британская компания должна вести всю свою деятельность в России исключительно через ТНК-ВР.
Дело дошло до международного суда. В мае 2011 года Стокгольмский арбитраж постановил: обмен акциями между BP и «Роснефтью» возможен, только если ТНК-BP войдет в арктический проект. После этого «Роснефть» расторгла сделку.
Миноритарий Прохоров полагает, что ВР необоснованно заблокировала возможность участия ТНК-ВР в арктическом проекте и обмене акциями и эти действия нанесли «ТНК-ВР холдингу» ущерб в размере 409,284 млрд рублей (около $12 млрд) — такова сумма иска.
«Мы удовлетворены решением суда и рассчитываем, что при новом рассмотрении нам удастся доказать свою правоту», — заявил «Газете.Ru» партнер юридического бюро «Линия права» (представляет интересы истца) Дмитрий Чепуренко. По его словам, суд не опубликовал мотивировочную часть своего решения. «Мы надеемся, что в его основу лег тот факт, что ответчик, утверждая, что наши доводы не соответствуют действительности, не предоставил доказательств в пользу своего утверждения, — говорит юрист. — А на наши просьбы их предоставить отвечал отказом».
В ВР «Газете.Ru» сказали, что по-прежнему считают иск Прохорова необоснованным, так как ТВХ не понес и не мог понести никакого ущерба. «Мы будем продолжать отстаивать свою правоту в суде», — заявил представитель ВР.
Агентство «Интерфакс» передает слова адвоката ВР Константина Лукоянова, который говорит, что решение суда о передаче дела на новое рассмотрение является абсолютно необоснованным. «С точки зрения закона у нас четкая позиция, — цитирует юриста «Интерфакс». — Мы, конечно, посмотрим, что будет в мотивировочной части, но с юридической точки зрения формально нет ни одного основания отмены решений первых двух инстанций».
По словам Лукоянова, ответчики изначально считали и считают до сих пор, что иск является инструментом корпоративного шантажа и не имеет ничего общего с интересами миноритарных акционеров».
Денис Борисов из Номос-банка отмечает, что пересмотр дела увеличивает риски для ВР. «Строить прогнозы сейчас сложно», — говорит аналитик.
Ранее британская корпорация объявила о возможной продаже доли в ТНК-ВР. Решение сопровождают корпоративный конфликт с AAR и слухи об интересе госкомпаний к вхождению в капитал российско-британского СП. Источники «Газеты.Ru» ранее говорили о возможной сделке с «Роснефтью» или «Роснефтегазом».
Источник в отрасли считает, что возвращение к рассмотрению иска Прохорова может быть попыткой давления на ВР. Ранее аналитики и источники, близкие к акционерам ТНК-ВР, заявляли, что ВР потребует за свою долю в совместном предприятии около $35 млрд — цену, предполагающую существенную премию к рыночным котировкам.
«Не исключено, что иск Прохорова призван снизить цену. Если ВР проиграет дело, придется быстро продавать пакет в ТНК-ВР, а скорость продажи всегда снижает цену, — говорит источник. — Но это окажет крайне негативное влияние на инвестиционный климат в России: иностранные инвесторы увидят, что безопасность их вложений не гарантирована».