Британская корпорация ВР готова продать принадлежащие ей 50% акций совместного предприятия ТНК-ВР. Об этом компания уведомила в пятницу консорциум AAR (Alfa Михаила Фридмана — владеет 25% ТНК-ВР, Access Леонарда Блаватника — 12,5% ТНК-ВР, Renova Виктора Вексельберга — 12,5% ТНК-ВР).
ВР уточнила, что решение о возможной реализации ее доли в совместном предприятии принято после «появления признаков интереса к потенциальному выкупу этой доли». Потенциальных покупателей в британской корпорации не назвали. В релизе отмечается, что уведомление не гарантирует заключения сделки.
В ВР «Газете.Ru» сказали, что AAR был уведомлен о возможной продаже в соответствии с акционерным соглашением.
На днях об интересе к 50% акций ТНК-ВР говорил глава AAR Стэн Половец в интервью телеканалу Russia Today. По его словам, паритетная схема владения ТНК-ВР «себя изжила».
«Акционеры AAR по-прежнему хотят принимать активное участие в мировом бизнесе и инвестициях, — сообщил Половец. — Останемся ли мы при этом акционерами ТНК-BP при условии возможности выкупить контрольный пакет акций или же мы станем крупными акционерами BP — это мы готовы обсуждать с нашими партнерами по BP. Но одно ясно: подход 50 на 50 исчерпал себя, и пора пересмотреть структуру собственности».
По словам топ-менеджера, AAR готов выкупить долю ВР или обменять свои акции ТНК-ВР на акции британской компании. «Таким образом, AAR стал бы акционером BP», — отметил Половец.
Представитель AAR в пятницу недоступен для комментариев.
ВР вслед за AAR признала паритетную схему владения неактуальной, уверены эксперты. «Противостояние акционеров ТНК-ВР вышло на финальную стадию, — считает Денис Борисов из Номос-банка.
«Ранее появлялись слухи о том, что ВР может продать свою долю, но британские инвесторы никогда не заявляли этого официально, — напоминает аналитик. — ТНК-ВР — очень важный актив для британской компании, на совместное предприятие приходится около трети нефтедобычи ВР».
Конфликт российских и британских акционеров ТНК-ВР начался в 2008 году. Тогда AAR и ВР не сошлись во взглядах на развитие совместного предприятия. Российские бизнесмены хотели активно развивать бизнес за пределами России, британские инвесторы, напротив, хотели сосредоточить деятельность ТНК-ВР на России. В тот период ТНК-ВР возглавлял Роберт Дадли, и российские акционеры обвинили его в том, что он защищает интересы ВР в ущерб AAR. Под давлением российского инвестиционного консорциума Дадли покинул пост исполнительного директора компании. Его пост занял крупнейший российский акционер ТНК-ВР Михаил Фридман. Предполагалось, что это временная мера.
Новый виток акционерного конфликта начался, когда AAR сорвал сделку ВР и «Роснефти». В середине января 2011 года компании объявили о заключении соглашения по обмену акциями (ВР должна была передать «Роснефти» 5% акций, получив взамен 9,5% акций российской компании, пакеты оценивались в $7,8 млрд) и созданию совместного предприятия для освоения трех участков в Карском море, общие ресурсы которых оцениваются в 4,9 млрд тонн нефти и 8,3 трлн кубометров газа.
Для сравнения, годовое потребление нефти в мире составляет около 4,4 млрд тонн нефти и примерно 3,3 трлн кубов газа.
«Сделку года», так ее называли российские чиновники, курировал Игорь Сечин, экс-куратор топливно-энергетического комплекса в правительстве в статусе вице-преьмера.
Но российские акционеры ТНК-ВР — консорциум AAR — выступили против. По их мнению, альянс BP и «Роснефти» нарушает акционерные соглашения ТНК-ВР. Согласно им, британская компания должна вести всю свою деятельность в России исключительно через ТНК-ВР.
Дело дошло до международного суда. В мае 2011 года Стокгольмский арбитраж постановил: обмен акциями между BP и «Роснефтью» возможен, только если ТНК-BP войдет в арктический проект. После этого «Роснефть» расторгла сделку. Из-за нового конфликта ТНК-ВР покинули два независимых директора — Герхард Шредер и Джеймс Ленг, из-за чего совет директоров компании утратил кворум и потерял способность осуществлять свои функции.
В понедельник об уходе с поста главы ТНК-ВР объявил Фридман, хотя предполагалось, что он будет возглавлять компанию до конца 2012 года. Источники, близкие к AAR, сообщили «Газете.Ru», что ВР, пользуясь тем, что совет директоров ТНК-ВР лишен кворума, «предпринимала попытки неконструктивного вмешательства в повседневную деятельность компании, превышая предусмотренные в соглашении акционеров полномочия». По словам источников, Фридман не готов работать в таких условиях.
«Очевидно, продажа доли ВР стала бы оптимальным вариантом в сложившейся ситуации, — комментирует аналитик UBS Константин Черепанов. — Проблема в разных целях акционеров ТНК-ВР, последний пример — попытка британских акционеров заключить сделку с «Роснефтью». Если структура капитала совместного предприятия сохранится, скорее всего, следует ожидать новых витков конфликта».
Ранее аналитики UBS выпустили отчет для инвесторов, в котором признали более целесообразным для ВР не расширение бизнеса, а увеличение его стоимости. «Поэтому, если будет предложена хорошая цена, британская компания вполне может продать свою долю, не вызвав недовольства акционеров», — объясняет Черепанов.
Борисов уверен, что ВР рассчитывает на значительную премию к рыночной цене своего пакета. «ТНК-ВР — хороший, динамично развивающийся, прибыльный актив, долг компании по отношению к EBITDA составляет 0,6 — соотношение более чем комфортное, — отмечает аналитик. — Избавляться сейчас от такого актива нет смысла». По его прогнозам, цена, которую запросит ВР за долю в ТНК-ВР, может достичь той, которую ранее запрашивал за свою долю AAR, — $35 млрд. Это почти двойная премия к капитализации ТНК-ВР, которая в пятницу составляет около $40 млрд.
Прогнозы подтверждает и источник, близкий к процессу оценки. «AAR в оценках своей доли не стеснялся, — говорит он. — Почему другая половина ТНК-ВР должна стоить меньше?»
Не исключено, что заинтересованность в британской доле ТНК-ВР выразил не AAR, а «Роснефть». «Последнее время рынок активно обсуждает такую возможность, — говорит Черепанов. — Во-первых, «Роснефть» уже приценивалась к половине ТНК-ВР в ходе конфликта из-за «арктической сделки» (речь идет о доле AAR. — «Газета.Ru»). Во-вторых, ожидается, что Сечин, возглавив «Роснефть», будет проводить политику расширения компании, приобретения новых активов». В рамках этой стратегии покупка доли ВР в ТНК-ВР «Роснефтью», по словам Черепанова, выглядит вполне логично. О таком сценарии «Газете.Ru» ранее говорили три источника в отрасли. По данным Financial Times, предложение продать долю в ТНК-ВР британский концерн получил от «россйиской государственной компании».
Глава «Роснефти» Игорь Сечин в пятницу заявил, что компания «никогда не думала о покупке активов ВР в проекте ТНК-ВР». «Сейчас это новая ситуация, которая развивается на рынке, — сказал Сечин. — Со стороны рынка, наверное, последуют какие-то действия, которые инициированы этим заявлением». По словам Сечина, именно рынок должен сформулировать «какие-то предложения».
«Очень неблагодарное дело строить прогнозы, когда ты в полной мере не формируешь ситуацию. Надо подождать немножко», — заявил глава «Роснефти».
Необходимо изучить информацию в полном объеме и уже после этого принимать решение, добавил он. «Роснефть» уже планировала одну сделку с ВР, но она не состоялась, напомнил глава госкомпании: «Мы получили опыт, который будем использовать везде. В результате было соглашение с другой компанией».
На 17.15 мск в пятницу акции ВР на Лондонской фондовой бирже выросли на 1,63% до 401,35 фунтов стерлингов ($614,4). Акции ТНК-ВР Холдинга на ММВБ-РТС рухнули на 10,26% до 70 рублей.