Gunvor Геннадия Тимченко договорилась о приобретении нефтеперерабатывающего завода в немецком Ингольштадте у компании Petroplus, обанкротившейся в начале года. Его мощность составляет 100 тысяч баррелей нефти в сутки (около 5 млн тонн в год). Завод является «одним из наиболее эффективных нефтеперерабатывающих предприятий Европы, имеющим значительное влияние в Баварии», отмечает компания.
Покупатель обещает развивать производство, персонал завода (более 400 человек) сокращен не будет. Сделку планируется завершить в третьем квартале текущего года, Gunvor требуется получить разрешение антимонопольного ведомства Германии.
Gunvor сообщает, что покупка завода в Ингольштадте соответствует ее стратегии развития, направленной на формирование вертикально интегрированной компании. Кроме того, новое приобретение будет способствовать наращиванию присутствия Gunvor в Германии и Европе в целом.
«Ингольштадт станет одним из ключевых активов Gunvor, позволит укрепить позиции компании на европейском рынке и диверсифицировать ее торговую деятельность в Германии, — говорит гендиректор Gunvor Торбьорн Торнквист. — Это станет возможным благодаря доказавшей свою эффективность бизнес-модели и стабильному спросу на рынке нефтепродуктов Германии».
Сумма сделки не раскрывается; по оценке аналитика ИФД «Капиталъ» Виталия Крюкова, завод в Ингольштадте может стоить $500–600 млн.
Ингольштадтский НПЗ – уже второй актив, который Gunvor покупает у Petroplus, распродающей свои предприятия. В марте Gunvor приобрела у компании НПЗ в бельгийском Антверпене мощностью также 100 000 баррелей в сутки, с нефтехранилищем на 1,2 млн куб. м. Предприятие не работало с начала февраля. Тот завод аналитики называют едва ли не худшим в Европе: его индекс сложности Нельсона (основан на уровне технологического развития НПЗ и показывает его прибыльность) крайне низок – 4,5. У НПЗ в Ингольштадте этот показатель составляет 7,3.
Сумма мартовской сделки также не раскрывалась, но эксперты говорили, что, с учетом низкого показателя работы антверпенского завода и тяжелого положения Petroplus, сумма могла быть минимальной – в районе $100 млн.
Всего у Petroplus пять НПЗ в Европе. В понедельник PricewaterhouseCoopers, временно управляющая активами обанкротившейся компании, сообщила об остановке последнего из работающих НПЗ — в Коритоне, близ Лондона, мощностью 220 000 баррелей в сутки.
В конце марта СМИ со ссылкой на источники сообщали, что заводами Petroplus (в том числе Ингольштадтским НПЗ) интересуется инвестфонд содействия стратегическому развитию ТЭК «Энергия», совладельцем которого выступает экс-министр энергетики России Игорь Юсуфов. По данным источников, фонд должен был подать заявку на НПЗ еще 21 марта, но этого так и не произошло.
«Ингольштадтский завод как актив более привлекателен, чем НПЗ в Антверпене, — говорит источник в нефтяной отрасли. – Однако маржа нефтепереработки в Европе сейчас весьма низкая, и европейские компании стараются, наоборот, избавиться от перерабатывающих предприятий». Тем не менее российские бизнесмены выбирают именно европейские НПЗ. По словам источника, это связано с тем, что в Европе этот бизнес более стабилен и предсказуем.
«В Европе есть рынок нефтепродуктов, а в России его практически нет, — поясняет собеседник «Газеты.Ru». – Если в ЕС бизнесмен точно знает, что он продаст свою продукцию по рыночным ценам, то в России в любой момент может вмешаться государство и, например, заморозить цены, и все бизнес-планирование рухнет».
Кроме того, в приобретении российскими бизнесменами европейских активов присутствует внешнеполитический аспект. «Таким образом Россия наращивает свое влияние в том или ином регионе Европы», — говорит источник.
С покупкой Ингольштадтского НПЗ Gunvor консолидирует около 40% перерабатывающих мощностей Petroplus, говорит Крюков. «Возможно, Gunvor на этом остановится, так как приобретенные заводы обеспечивают компании выход на премиальные рынки и оптимальную логистику», — говорит эксперт.
В Gunvor говорят, что у компании нет планов по покупке оставшихся заводов Petroplus. Но после сообщения источников о том, что на эти активы претендует фонд Юсуфова, Gunvor говорила то же самое.
Ранее эксперты говорили, что совокупная стоимость заводов Coryton в Британии и Cressier в Швейцарии может составить $1,4–1,5 млрд.