Ричард Крейтсман, директор по инвестициям Fast Lane Ventures:
— Это развивающаяся компания, и пока трудно сказать, как будет меняться ее выручка. Банки пытались протолкнуть сделку... Но то, что акций было много и они размещались по верхней границе ценового диапазона, нормально. Люди видели презентации, читали dealbook, они знают компанию, пользуются ее услугами. Сейчас акции упали на 15–20%. Это произошло, так как рынок сдвинулся. Это такой же вопрос, почему евро упал или вырос. Это процесс, его нельзя остановить. Компании необходимо найти способ монетизировать социальные отношения в сети.
С бизнесом в 750 млн пользователей с учетом того, что социальная сеть говорит, куда идут твои друзья, пользователь тоже туда пойдет. И если ты пойдешь с друзьями, например, в клуб, ты купишь там коктейль.
Социальная сеть — это люди, которые не сидят дома, а ходят на различные мероприятия. И если в Facebook тебе пришлют информацию о том, что на следующей неделе намечается тусовка, ты забронируешь отель, закажешь такси и поедешь.
Дмитрий Гришин, сооснователь и гендиректор Mail.ru Group:
— Существует много точек зрения (на причины снижения акций Facebook на NASDAQ. — «Газета.Ru»), их просто миллион. Поэтому лучше спрашивать у Facebook — это более правильно. Мы продали часть пакета на IPO, часть у нас осталась. Дальше будем смотреть по ситуации. Пока у нас есть lock-up (соглашение об отказе от реализации бумаг. --«Газета.Ru») на какой-то период. А дальше посмотрим. На что будут направлены средства, полученные в ходе IPO, скажем, когда решим.
Александр Туркот, директор IT-кластера фонда «Сколково»:
— Во-первых, IPO нельзя назвать неудачным: даже со всеми поправками это очень большие деньги. Компания сравнима по стоимости с крупнейшими корпорациями.
Немножко присутствует фактор «мыльного пузыря», конечно,
поскольку все равно законы экономики, даже для интернета, отменять нельзя и есть соотношение между тем, сколько компания зарабатывает, и тем, сколько она должна стоить. Компания не зарабатывает достаточно для того, чтобы ее оценивать в такие деньги. Эта оценка была во многом спекулятивная, построенная не на законах IT-рынка, а на законах просто спекулятивного подхода к ценным бумагам.
Эта история провалилась, просто потому что есть граница.
Думаю, цена будет мигрировать в сторону разумной, в сторону, скажем, $25, а не $38 за бумагу. Но Facebook никуда не денется — он будет зарабатывать деньги, будет большой хорошей компанией. Компания с миллиардом пользователей все равно будет пользоваться спросом, независимо от репутации, если только не появятся страшные безысходные иски, которым компания не сможет противостоять.
Но ни у кого на самом деле нет ни малейшего желания резать курицу, которая несет золотые яйца. И дело тут даже не в Facebook. Если сейчас потопят или закошмарят Facebook, это отрицательно скажется вообще на всем рынке будущих IPO технологических компаний.
Серж Фаге, сооснователь Ostrovok.ru:
— Я считаю, что с размещением Facebook все произошло очень правильно и хорошо. Размещение, которое очень сильно подпрыгивает в цене за первый день, обычно означает, что компания недополучила денег за свои акции, деньги пошли всяким инвестбанкам и другим личностям, которые не приносят особой пользы для компаний. С этой точки зрения Facebook явно получил по максимуму за свои акции.
У них была проблема с какой-то частью раскрытия информации, но, если они действительно раскрыли информацию одной группе людей и не раскрыли другой, это очень плохо.
Технические проблемы с NASDAQ — не могу сказать, что это конкретно вина Facebook, хотя, возможно, они могли бы что-то сделать. Но в основном люди жалуются не на NASDAQ и не про то, что какая-то информация была раскрыта другим инвесторам. Люди в основном жалуются, потому что акции не подпрыгнули в цене на 100%, как акции LinkedIn, — значит, плохо. На самом деле, наоборот: то, что они были на том же уровне или даже чуть понизились, хорошо для Facebook, потому что их цель была привлечь деньги по максимальной оценке.
Сергей Белоусов, старший партнер Runa Capital:
— Это просто ошибка инвестбанкиров. Никакого отношения к бизнесу Facebook это не имеет. Просто жадные сооснователи продавали и покупали акции. Был большой secondary market: огромное количество людей покупали акции по $77 млрд (за весь бизнес Facebook. — «Газета.Ru»), по $90 млрд перед IPO, но потом они пошли на биржу, и им очень захотелось стоить больше $100 млрд, хотя в общем-то не стоило. Это просто ошибка инвестбанкиров. Реабилитироваться им удастся: Facebook — это очень хороший бизнес, поэтому нужно немного подождать, и оценка будет больше $100 млрд.