Бизнес-ассоциация «Деловая Россия» передала Владимиру Путину вариант списка ключевых показателей эффективности (KPI – Key Performance Indicators) для правительства (есть в распоряжении «Газеты.Ru»). Накануне, 24 мая, в День российского предпринимателя президент встретился с представителями общественных организаций бизнеса – «Деловой России», «Опоры России», Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Агентства стратегических инициатив (АСИ).
«Владимир Владимирович сказал, что это интересно», — похвалился «Газете.Ru» президент «Деловой России» Александр Галушка. В начале года Путин на посту премьер-министра предлагал бизнесу принять участие в разработке системы персональной ответственности и KPI для министерств и ведомств. В день инаугурации, 7 мая, Путин подписал указ, в котором поручил до сентября разработать и утвердить KPI.
«Мы посмотрели результаты топ-20 стран в рейтинге Doing Business по основным показателям и рассчитали критерии оценки эффективности работы российского правительства», — объясняет Галушка. Согласно предложениям «Деловой России», к 2018 году средняя ставка кредита для бизнеса должна быть 6%, а его реальная доступная длительность увеличится более чем вдвое – с трех лет до семи.
Через шесть лет совокупная реальная налоговая нагрузка компаний должна снизиться до 33% от коммерческой прибыли с нынешних 46,9%. Бизнес должен тратить на налоговую отчетность 120 часов в год, а не 290.
Требования бизнеса к KPI чиновников касаются и совершенствования защиты инвесторов: через шесть лет уровень раскрытия информации должен составлять 10 баллов против 6 баллов, уровень ответственности директоров увеличится с 2 баллов до 8, а легкость взаимодействия акционеров с компанией – с 6 до 8 баллов (методика оценки в материалах ассоциации не раскрыта. — «Газета.Ru»).
При регистрации компании количество процедур должно сократиться с девяти до пяти, количество дней — с 30 до 12, а расходы — с 5600 до 3000 рублей.
Регистрируя недвижимость, предприниматель должен будет потратить 12 дней, а не 43 и пройти всего три процедуры вместо пяти.
Расходы при банкротстве компании должны составлять 8% от собственности по сравнению с 9% в 2012 году, причем кредиторы должны получать 80% долга, а не 41,5%.
Изменения должны произойти и в транспортной инфраструктуре: через шесть лет протяженность автодорог должна увеличиться с 6 км на тысячу жителей до 9 км, длина скоростных магистралей, которые отвечают европейским стандартам, — в десять раз, с 0,02 км на тысячу россиян до 0,2 км. К 2018 году скорость перевозки грузов по железной дороге должна увеличиться почти вдвое – с 712 км в день до 1500 км, а срок подготовки к железнодорожной отправке должен сократиться в восемь раз — с 48 до шести часов.
Для получения разрешения на строительство предприниматель должен проходить не 51, а 8 процедур и не за 423 дня, а за 70; а расходы бизнеса должны сократиться со 181% от нынешнего дохода на душу населения до 77%. Присоединение к электросетям должно происходить не за 281 день, а за 40 дней, количество процедур должно сократиться вдвое — до 5, а расходы компаний должны снизиться более чем в 25 раз — с 1852% от современного подушевого дохода до 70%.
К 2018 году количество документов для экспорта должно снизиться вдвое, до четырех, для импорта – до пяти, стоимость вывоза должна подешеветь почти вдвое – с $1850 за контейнер до $1000 для экспорта и $1000 для импорта. Время на ввоз и вывоз товаров должно сократиться в семь раз, до пяти дней.
Часть KPI для правительства были известны: они отображены в «дорожных картах» по улучшению инвестиционного климата, которые Агентство стратегических инициатив разрабатывает по поручению Путина. Уже одобрены карты по электроэнергетике, поддержке экспорта, по строительству и по таможенному администрированию. До конца года должны быть разработаны еще восемь карт – с конкретными целями, измеримыми показателями и сроками.
«Наша задача войти в число 50 стран, лучших по ведению бизнеса, в ближайшие три-четыре года. Это реально сделать. Дорожные карты в этом помогут», — подчеркнул глава АСИ Андрей Никитин. По его словам, чтобы этого добиться, необходимо в том числе внедрить механизм личной ответственности за реализацию «дорожных карт». «Главное – принципиально другой подход: бизнес солирует, а государство аккомпанирует. Не чиновники приглашают бизнес к обсуждению, когда уже все готово, а сами предприниматели дают чиновникам свои предложения», — подчеркнул Галушка.