Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«ЛУКойл» потерял Требса и Титова

Роснедра отобрали лицензию на месторождения Требса и Титова у СП «Башнефти» и «ЛУКойла»

Совместное предприятие «Башнефти» и «ЛУКойла» лишилось права на разработку месторождений им. Требса и Титова. Роснедра сообщили об отзыве лицензии на заседании суда, попросив прекратить производство по соответствующему иску миноритария «Башнефти». Теперь лицензия вернется к «Башнефти». Без поддержки «ЛУКойла» компания может не справиться со столь крупным проектом, говорят эксперты.

Роснедра отменили приказ о передаче лицензии на нефтяные месторождения им. Требса и Титова ООО «Башнефть-полюс» — совместному предприятию, 25% в котором принадлежит «ЛУКойлу». В ближайшее время лицензия будет возвращена «Башнефти». Об этом представитель агентства заявил в понедельник на заседании Московского арбитражного суда, который рассматривал иск к Роснедрам миноритарного акционера «Башнефти» Светланы Проскуряковой.

Истец требовала признать незаконным переоформление лицензии на ООО «Башнефть-полюс», так как на момент переоформления лицензии СП не соответствовало требованиям законодательства, которые предъявляются к недропользователю.

В связи с отменой приказа представитель Роснедр попросил прекратить производство по иску миноритариев «Башнефти», так как их права были восстановлены.

«Башнефть» получила лицензию на Требса и Титова в конце прошлого года: правительство поручило компании разрабатывать месторождения после того, как Роснедра признало конкурс на право их освоение несостоявшимся. Получив лицензию, «Башнефть» вскоре переоформила ее на «дочку» «Башнефть-полюс». В этом же месяце «ЛУКойл» приобрел 25,1% «Башнефть-полюса».

По условиям лицензионного соглашения, не менее 42% нефти, добываемой на месторождениях Требса и Титова, должны перерабатываться на российских заводах.

Предполагалось, что нефть будет перерабатываться на предприятиях уфимской группы, принадлежащих «Башнефти», но ее «дочка» на момент переоформления лицензии формально необходимых мощностей не имела.

В середине марта депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Каргинов направил премьер-министру Владимиру Путину письмо, в котором говорилось, что «Башнефть» в сговоре с «ЛУКойлом» получили лицензию без конкурса. Депутат попросил Путина принять меры по возврату месторождений государству. В марте прежний глава Минприроды Юрий Трутнев отметил, что недропользователи «немного поторопились» и «достаточно небрежно поработали над подготовкой документов». Тогда же он предупредил, что «Башнефть-полюс» может потерять лицензию и в этом случае она вернется к «Башнефти».

«Башнефть» и «ЛУКойл» от комментариев отказались. «Возможно, мы прокомментируем ситуацию, когда получим официальное уведомление Роснедр», — сказал «Газете.Ru» представитель «ЛУКойла». Роснедра и Минприроды в понедельник на запросы не ответили.

На прошлой неделе стало известно, что главы «Башнефти» и «ЛУКойла» Александр Корсик и Вагит Алекперов направляли письмо на имя Владимира Путина, занимавшего на тот момент пост премьер-министра. В письме они просили «рассмотреть возможность продолжения проекта в нынешнем виде

и в случае положительного решения уточнить формулировки лицензионного соглашения, сохранив их суть и устранив неоднозначность».

Компании отказались уточнять подробности своей просьбы, но источник, знакомый с ситуацией, рассказал «Газете.Ru», что речь шла именно о проблеме перерабатывающих мощностей. «По факту акционеры «Башнефть-полюс» необходимыми мощностями располагают, — напомнил источник. – Один из вариантов – «Башнефть» может предоставить отдельное гарантийное письмо, в котором обязуется перерабатывать добытую нефть на своих предприятиях».

Дарья Козлова из RMG Securities считает отзыв лицензии достаточно странным решением. «Традиционно ВИНКи передают лицензии на разработку проектов дочерним компаниям, а нефть перерабатывают на НПЗ, находящихся на балансе материнской компании, — напоминает эксперт. — Как бы то ни было, новость является крайне негативной для котировок «Башнефти».

Но пока акции компании растут – к 17.00 мск в понедельник бумаги «Башнефти» на ММВБ-РТС подорожали на 4,56%, до 1558 рублей за штуку. «ЛУКойл» прибавил 1,53%, стоимость одной акции выросла до 1618,8 рублей.

Эксперты отмечали, что

одной «Башнефти» с освоением Требса и Титова будет сложно справиться – «ЛУКойлу» принадлежит вся местная инфраструктура, включая нефтеналивной терминал в Варандее (единственный пункт, через который возможна отгрузка нефти с месторождений) и нефтепровод до него.

«Переход лицензии от СП обратно к «Башнефти» не означает гибели всего проекта, — считает аналитик UBS Константин Черепанов. – Однако теперь «Башнефти», скорее всего, придется покупать услуги «ЛУКойла», ей будет необходим доступ к нефтепроводу и терминалу, которые принадлежат «ЛУКойлу», и расходы на эти услуги сделают Требса и Титова менее прибыльными для «Башнефти». У самого «ЛУКойла» добыча в Тимано-Печорской провинции продолжает падать, и нефтепровод фактически простаивает, отмечает эксперт.

Но существует также проблема финансирования, добавляет Козлова: инвестиции в разработку месторождений составляют около $6–7 млрд, и «Башнефти» будет сложно привлечь такую сумму в одиночку.

Новости и материалы
Названы имена членов экипажа российского самолета, загоревшегося в Анталье
Взрывы произошли в подконтрольном Киеву Херсоне и городе Запорожье
Украина показала обломки ракеты «Орешник» иностранным журналистам
В России могут возбудить уголовное дело из-за возгорания самолета в Анталье
Более 20 самолетов сели в других аэропортах после пожара на борту лайнера РФ в Анталье
Обращение Путина назвали сигналом Западу
В Курской области объявили опасность атаки беспилотников
В Орловской области отменили ракетную опасность
Ракетная опасность объявлена в двух районах Брянской области
Пассажирам сгоревшего SSJ рекомендуют держать связь с туроператорами
В Киеве слышны взрывы
Состояние пассажиров и экипажа загоревшегося в аэропорту Антальи самолета уточняется
В ДНР сообщили о пяти атаках ВСУ за сутки
Предварительной причиной пожара самолета в Анталье является ошибка пилотирования
Российский авиаперевозчик назвал причину грубой посадки в аэропорту Антальи
Названа возможная причина возгорания российского самолета в Анталье
Авиакомпания «Азимут» сообщила о подготовке борта для отправки пассажиров из Антальи
В Киеве объявили воздушную тревогу
Все новости